2205

Бензин с ароматикой...

Зависимость Казахстана от импорта нефтепродуктов становится порочной

В октябре состоится, без преувеличения, важнейшее для экономики страны событие. На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) начнутся пуско-наладочные работы на комплексе по производству ароматических углеводородов. Это лишь первый шаг к тому, чтобы уменьшить зависимость Казахстана от импорта бензина. Новый проект профинансировал Банк развития Казах­стана (БРК).

Новости о дефиците бензина, как сводки с фронта, последние недели регулярно поступают из разных регионов страны. Автомобилисты уже не удивляются, когда на АЗС им приходится выстаивать огромные очереди в ожидании заправки. И это в лучшем случае. В худшем - бензин отпускают только по 20 литров на машину или по талонам. В соцсетях регулярно появляются истории о том, как незаправленные автомобили глохнут прямо на дорогах. Ситуация накалилась настолько, что многие заправки перестали продавать даже бензин премиум-марки. Причина такого дефицита проста: Казах­стан производит меньше бензина, чем требует рынок. Например, отечественные НПЗ ежегодно поставляют около 1,9 млн. тонн самого ходового бензина АИ-92 при потребности в 2,8 млн. Не менее грустная картина и с дизельным топливом.
Недостаток собственных ГСМ мы традиционно покрывали за счет поставок из России, импортируя оттуда до 40 процентов продукции, реализуемой на нашем рынке. Однако в этом году разница в цене на ГСМ в рознице в Казах­стане и России стала настолько существенной, что оказалось невыгодно везти дорогой российский продукт. Выход из этой ситуации эксперты видят только один: наращивать собственное производство бензина и дизтоплива.
Однако мощности трех казахстанских НПЗ - Атырауского, Павлодарского и Шымкентского - тоже небезграничны. Они и рады бы выпускать больше продукции, но не могут - оборудование заводов требует модернизации. А удовольствие это, прямо скажем, не из дешевых - отрасль очень капиталоемкая. К счастью, обновление производства на нефтеперерабатывающих заводах уже началось. В частности, на Атырауском.
АНПЗ - это самый старый нефтеперерабатывающий завод в Казахстане. Он был введен в эксплуатацию еще в 1945 году. Несомненно, с тех пор он не раз проходил реконструкцию. Однако веяние времени вынуждает постоянно улучшать и модернизировать производство, увеличивать объемы выпускаемой продукции, улучшать ее качество, в том числе согласно все более ужесточающимся экологическим стандартам.
- Реконструкция производства по переработке нефти - капиталоемкий и технологически сложный проект с большим сроком окупаемости. Он невозможен без привлечения долгосрочного финансирования, - прокомментировали нам ситуацию на Атырауском НПЗ. - Казахстанские коммерческие банки такие проекты, как правило, не кредитуют. Поэтому мы в свое время обратились в Банк развития Казахстана и получили необходимую поддержку.
Модернизация АНПЗ включает два инвестиционных проекта общей стоимостью 2,9 млрд. долларов, которые на 45 процентов профинансированы БРК. Выделенные банком денежные ресурсы долго­срочные - сроком до 13 лет.
Первый проект - это комплекс по производству ароматических углеводородов стоимостью 1,13 млрд. долларов.
Напомним, пуско-наладочные работы здесь начнутся уже в этом месяце, а до конца года комплекс должен заработать. Благодаря ему АНПЗ впервые сможет выпускать продукты более высоких переделов: бензол и параксилол, которые являются основным сырьем для нефтехимии. Выход продуктов глубокой переработки нефти здесь намечается на уровне 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год.
В перспективе нескольких лет это позволит решить проблему дефицита популярных марок высокооктанового бензина. И прежде всего - в западных регионах Казахстана. Если сейчас завод производит до 550 тыс. тонн горючего в год, то с вводом в эксплуатацию комплекса по производству ароматических углеводородов производство бензина увеличится до 600-650 тыс. тонн в год. Если раньше доля произведенного на заводе бензина АИ-92 и выше составляла только 40 процентов, то после модернизации наибольшая часть топлива будет высокооктановой.
Второй проект нефтезавода, финансируемый БРК, - это ввод нового комплекса глубокой переработки нефти стоимостью 1,8 млрд. долларов. Он позволит увеличить глубину переработки нефти с 50 до 87 процентов, а выхода светлых нефтепродуктов - с 44 до 77 процентов. Моторное топливо, выпускаемое здесь, будет соответствовать стандартам евро-4 и евро-5. Ввод в эксплуатацию этого комплекса запланирован на 2016 год. К тому времени на АНПЗ производство бензина может возрасти в 2,5-3 раза - до 1,5-1,6 млн. тонн в год. И весь этот бензин будет высокооктановым.
Словом, только к 2017 году кардинально решится проблема с дефицитом популярных марок высокооктанового бензина в Казахстане. К этому времени завершится модернизация не только Атырауского, но и остальных НПЗ Казахстана.
- Учитывая успешный опыт сотрудничества с “КазМунайГазом” по модернизации Атырауского НПЗ, мы рассматриваем возможность финансирования проектов двух других нефтеперерабатывающих заводов страны, - комментируют ситуацию в БРК. - На очереди - реконструкция Шымкентского НПЗ, где Банк развития будет играть ключевую роль. Поскольку это капиталоемкий проект, для его поддержки мы привлекаем кредитную линию китайского Эксимбанка на сумму не менее
1 млрд. долларов. Соответствующий меморандум был подписан в мае этого года в рамках визита главы государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА в КНР. Конечной целью наших общих усилий является вклад в развитие обрабатывающих отраслей, энергетическую независимость страны. Нефтепереработка и нефтехимия занимают в ссудном портфеле банка свыше 40 процентов. Это технически и технологически сложные проекты, требующие большого объема финансирования на долгий срок. Мы активно работаем над тем, чтобы предоставлять такое финансирование.

Виктор БУРДИН, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее