8102

Астану могут оставить без света

Большая битва разгорается вокруг срочно необходимой для нужд быстрорастущей Астаны новой ТЭЦ-3.

Государством выделено 220 млрд. тенге - есть что осваивать. Но формально полагающийся тендер откладывается раз за разом - очень уж весомые участники вступили в негласное соперничество. Впрочем, почему негласное? Конкуренты при слишком высоких должностях, чтобы информация не просачивалась в казахстанские и российские СМИ.
Так, аким Астаны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ ратует за то, чтобы для строительства и эксплуатации ТЭЦ-3 создать отдельную компанию, не касающуюся остального столичного энергохозяйства.
А вот глава Центрально-Азиатской топливно-энергетической компании Александр КЛЕБАНОВ, напротив, выдвигает требование отдать им - в обмен на строительство одного объекта - полный контроль над всей столичной энергосистемой. “Эка губу раскатал!” - воскликнет тут читатель. И будет... не прав, ибо аппетиты Александра Яковлевича внезапно поддержал недавно назначенный министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК. Более того, как подтвердил в интервью местным журналистам сам Александр Клебанов, первый вице-премьер Бахытжан САГИНТАЕВ провел совещание комиссии по стратегическим объектам, после которого вопрос о передаче в доверительное управление столичного энергокомплекса казался практически целиком решенным.
В этом интервью вообще г-н Клебанов много что наговорил, проявив немалую информированность. Помимо решений комиссии Сагинтаева Александру Яковлевичу известно и о бумагах-поручениях, исходящих из администрации президента. А еще одна его цитата заслуживает того, чтобы ее привели целиком:
- Людям, которые вкладывают полмиллиарда денег (! - Ред.), нужны гарантии, как эти деньги будут возвращаться… вдруг там аким сменится, еще кто-то сменится… Мы же с вами - казахстанцы. Знаем, как все это происходит.
Интересно, г-н олигарх в последних фразах на что намекал? На то, что ему теперь решать судьбу акима столицы?
А началось, дескать, с того, что еще в мае непосредственный начальник Бахытжана Абдировича - премьер Карим МАСИМОВ - сообщил президенту: есть, мол, предложение Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации (“дочки” ЦАТЭК) построить ТЭЦ-3, но взамен она просит на время строительства и ввода в эксплуатацию передать ей в доверительное управление весь энергокомплекс стольного града. После чего под председательством тогдашнего вице-премьера Асета ИСЕКЕШЕВА было проведено совещание, участники которого одобрили такую схему.
Правда, ровно через месяц Асет Орентаевич в своем новом поручении аннулировал это предложение и поддержал вариант создания ТОО “ТЭЦ-3”. Но тут на выручку пришел уже упомянутый первый вице-премьер Сагинтаев вместе с подхватившим инициативу министром Школьником. Ну а довеском к этой тяжелой артиллерии выступил заместитель столичного акима Василий КРЫЛОВ, взявший вопреки мнению шефа сторону ЦАТЭК.
Вообще, действия этого курирующего энергетику зама столичного мэра, только за последний месяц несколько раз поменявшего свою позицию, входят в очевидный диссонанс с официальной позицией его начальника.
Обо всем этом можно прочитать в открытых источниках. Там же, кстати, есть такая деталь: за ЦАТЭК стоят россияне. Правда, Александр Клебанов это отрицает, но тем самым добавляет дыма туда, где якобы нет огня. Российские же СМИ как раз никакого секрета из желания “москвичей” зайти в энергосистему Астаны не делают и, более того, сетуют на неудачный выбор ЦАТЭК в качестве местного оператора инвестиций из России. Дескать, Александр Клебанов (фигурант казахстанского списка Forbes - это особо подчеркивается!) в обмен на реки российских рублей на строительство столичной ТЭЦ-3 пытается получить в доверительное управление всю энергосистему Астаны.
Насколько можно верить всему написанному - отдельный вопрос. Впрочем, ничего такого поразительного или хотя бы слегка удивительного здесь нет. В правительственных программах и концепциях всех последних лет как стратегический приоритет и даже палочка-выручалочка присутствует такой концепт, как государственно-частное партнерство. Вот, пожалуйста, конкретный вариант партнерства частного бизнеса и государственных бизнес-чиновников, да еще в рыночно-конкурентном варианте!
Но вот что меня лично (тоже далеко уже не наивного) все же поражает - совершенно наплевательское, я бы даже сказал нахальное, отношение высоких государственных лиц к государственному же законодательству РК.
Да, внедренный в годы чубайсовско-аблязовской “либерализации” энергетики так называемый оптовый рынок электроэнергии в Казахстане (как и в России) - штука спорная, требующая самого серьезного пересмотра. Но, извините, принципы такого рынка, запрещающие аффилированность производящих, транспортирующих и сбывающих электроэнергию субъектов, вписаны во все законы и подзаконные акты в области энергетики и регулирования естественных монополий!
Допускаю, что не все из перечисленных начальников, что называется, в теме. Но представить, что и новый-старый министр энергетики Школьник тоже не в курсе того, что прописано в его отраслевом законодательстве, я при всем буйстве фантазии никак не могу.
Спрашивается, почему же он подхватывает решения, нахально противоречащие тем нормам, которыми глава отрасли должен бы руководствоваться?!
Понятно, Владимир Сергеевич - слишком опытный аппаратчик, чтобы испытывать иллюзии насчет возможностей сделать казахстанскую электроэнергетику, как требуется по закону, прозрачной. Но хотя бы не усугублять можно было бы!
Насколько могу предположить, возрождение Минэнерго и вместе с его министром преследует конкретные цели: надо провести EXPO-2017 и (я так думаю) пролоббировать строительство АЭС не в каком-то Курчатове, а в стратегически важном Балхаше. И не в южнокорейском (с китайским оборудованием) варианте, а - само собой! - в российском.
Кстати, в только что сверстанном бюджете на 2015-2017 годы на EXPO-2017 целевым образом выделено 435 млрд. тенге - этой суммы вполне (даже с запасом) хватило бы на строительство долгожданной Балхашской ТЭС.
Короче, у министра энергетики вполне хватает и забот, и объектов для освоения. Ну а ЦАТЭК и ТЭЦ-3 для нашего Школьника что-то вроде “внеклассной работы” - неформальной, но обязательной.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть