3003

Королева бензоколонки,

или Почему энергетика Нефтестана работает без планов на будущее

Похоже, наше правительство отодвинуло на второй план выполнение программы “Казахстан-2050”, бросив все силы на реализацию новой суперпрограммы “Бензин-2016”. Дескать, после реконструкции всех трех казахстанских НПЗ дефицит горючего на заправках будет снят. Но депутаты, опасаясь “не дожить” до этого срока, требуют здесь и сейчас.

Так, на прошлой неделе вице-спикер мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА обрушила на Минэнерго град вопросов: “Как добывается нефть, сколько ее добывается, как она поступает на нефтеперерабатывающий завод, по каким ценам, кто там вокруг всего этого кормится и в какой степени? Как потом дальше нефтепродукты распределяются на внутреннем рынке, сколько из них попадает на АЗС, а сколько контрабандно вывозится в Россию, где нефтепродукты подороже?”.
Получается, резюмировала она, что “Министерство энергетики на сегодня не очень хорошо располагает информацией в этой сфере”. И поставила вопрос истинно по-государственному: “Надо решать проблему на высоком системном уровне. Либо мы найдем оптимальные рыночные механизмы урегулирования, когда всем игрокам на этом рынке будет выгодно - не только производителям и продавцам, но и потребителям. Либо ввести жесткий государственный контроль над всем этим процессом”.
Реконструкция НПЗ, по ее словам, не есть концептуальное системное решение, а лишь временная передышка.
А фракция народных коммунистов, тоже зафиксировав отсутствие системности, потребовала ответа от самого премьер-министра Карима МАСИМОВА:
“Действующая программа развития нефте­газового сектора сводится к реконструкции трех заводов, не содержит видение эффективного функционирования рынка в целом. В настоящее время именно монополизация, непрозрачность, сдерживание производства, искусственный дефицит для формирования рынка продавца дестабилизируют рынок”.
Отсюда и вопросы: “По каким причинам принято решение отказаться от строительства четвертого НПЗ, о котором говорилось в послании президента народу от 17 января 2014 года? Какие существуют долгосрочные целевые ориентиры по стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке? Какие меры предпринимаются для развития конкуренции на рынке продажи нефтепродуктов? В свете снижения цен на нефть существует ли план правительства по созданию действенного механизма для снижения внутренних цен на горюче-смазочные материалы?”.
Товарищи, отстаньте вы от человека, - он сам не знает!
Да, в мае еще 2009 года Масимов - тогда еще премьер первой свежести - утвердил комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов РК на 2009-2015 годы, по которому реконструкцию Павлодарского и Шымкентского НПЗ полагалось завершить в 2013 году, а Атырауского - в 2014-м. Причем все расчеты и балансы были сделаны только на 2015 год, без попытки заглянуть дальше. И там же бесхитростно так было констатировано, что “реализация комплексного плана позволит сократить дефицит в потребности авиатоплива и автомобильного бензина, полностью обеспечить потребность в дизельном топливе и мазуте до 2014 года”.
Вот так: не ликвидировать, а “сократить дефицит бензина”, и только “до 2014 года”. А более свежих утвержденных планов и расчетов у правительства - сообщаю вам страшную тайну - нет!
Заодно доложу, что вся электроэнергетика Казахстана вообще заканчивается 31 декабря - вместе с утвержденной программой ее развития на 2010-2014 годы. А дальше - нет не только утвержденного правительственного документа, но и доступного для ознакомления проекта.
Так же, как нет доступа к вроде бы утвержденной программе ФИИР на следующую пятилетку, из которой тоже можно было бы понять, что там планируется стратегического.
С кого же премьеру “второй свежести” спрашивать за неисполнение прежних планов и отсутствие новых?
И что же все-таки есть кроме планов, которых нет?
Есть разного рода “вбросы” вроде строительства четвертого НПЗ или, например, атомной электростанции то ли в Курчатове, то ли на Балхаше.
А также - личные интерпретации ответственных руководителей, отражающие их профессиональную компетенцию или просто самобытность.
Например, генеральный директор АО “КазМунайГаз - переработка и маркетинг” Данияр ТИЕСОВ на собрании фракции “Нур Отан” очень аппетитно порассуждал о том, что после реконструкции НПЗ Казахстан столкнется с… профицитом нефтепродуктов. Ой, вот только пугать нас не надо - пуганные уже правительственными обещаниями!
Однако и ему далеко до главного ответственного за бензин и электричество в стране - министра энергетики Владимира ШКОЛЬНИКА. Ничего, что восстановленное Минэнерго оказалось на краю стратегического обрыва: ни планов, ни хотя бы концептуальной нефтяной и электрической стратегии дальше наступающего Нового года оно общественности не предъявляет. Если, конечно, не считать доброго совета набиваться всем в один автомобиль. Зато доктор физико-математических наук Школьник обещает стране еще “несколько Кашаганов”. За счет догадайтесь чего! - выработки синтетической нефти из… угля.
Не приходится сомневаться: как раз с синтетикой у Владимира Сергеевича получится. Осталось только поинтересоваться: какие четвертые-пятые НПЗ будут включены в планы Минэнерго и куда мы будем девать все это угольно-бензиновое изобилие?

А если все-таки по делу, то вернемся к Дариге Нурсултановне - королеве бензоколонки (в смысле королевской точности диагноза): без жесткого государственного контроля здесь  действительно не обойтись. Поскольку если не морочить голову, то вся цепочка получения и переработки нефти, доставки и реализации ГСМ состоит либо из естественных монополистов, либо из монополистов искусственных и их посредников. Даже на конечной стадии - АЗС (при всем их как бы разнообразии) - царит не столько конкуренция, сколько опосредованный монополизм и картельный сговор.

Поэтому продиктованные государством-регулятором три (по числу НПЗ) вертикально интегрированные компании “от скважины до бензоколонки” - только и могут решить проблему нормального обеспечения нашего Нефте­стана собственным горючим.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

 


Поделиться
Класснуть