879

Точки над “i” расставлены надолго

По мере роста финансовой грамотности казахстанцев появляются новые темы для общественных дискуссий, градус которых растет естественным образом по мере увеличения сумм, вокруг которых кипят дебаты. С одной стороны, это только к лучшему, но с другой - все же хотелось бы, чтобы предмет дискуссий не слишком отрывался от реального положения дел.

Ничего личного, просто статистика
В последнее время дискуссионным хитом стало инвестирование пенсионных активов ЕНПФ. Преж­де всего отметим, что оппоненты правительства и Нацбанка лукавят, заявляя о том, что средства ЕНПФ размещаются в тенговых облигациях и на депозитах отечественных банков, но не сообщая при этом, как выглядит полный расклад инвестиционного портфеля. На самом деле, как следует из данных официальной статистики по состоянию на 1 октября текущего года, в эти инструменты была инвестирована лишь часть пенсионных активов - 20,59% - в облигации отечественных эмитентов, а 15,17% - во вклады в Нацбанке и банках второго уровня. Основная же часть пенсионных накоплений - 49,17% - вложена в долгосрочные и краткосрочные государственные ценные бумаги. При этом с октября Министерство финансов не занимает деньги на рынке, поскольку соответствующие плановые показатели заимствований на внутреннем рынке были к этому времени достигнуты.
Далее, если обратиться к данным о структуре инвестиционного порт­феля пенсионных накоплений на начало этого года, когда на рынке помимо ЕНПФ еще работали частные фонды, выясняется, что тогда в тенговые облигации было вложено 23,19% от общей суммы по умеренному портфелю и 9,62% - по консервативному. Итого по этому виду инструментов получается 32,81%. Таким образом, доля таких облигаций за 9 месяцев текущего года снизилась на 12,22%.
На вкладах в Нацбанке и банках второго уровня на 1 января текущего года было размещено по умеренному инвестиционному портфелю 7,54% на тенговых депозитах и 0,63% на инвалютных, тогда как по консервативному порт­фелю - 17,27%, причем все на тенговых депозитах. Как нетрудно подсчитать, на банковских вкладах тогда было размещено 25,44% от всех пенсионных активов. Получается, что в течение года доля инвестиций в этот инструмент опустилась на 10,27%.
По каким причинам оппоненты Нацбанка не обратили внимания на столь заметное снижение доли тенговых облигаций и депозитов в структуре инвестиционного порт­феля ЕНПФ, остается только гадать. Но в любом случае их утверждение о том, что риски потерь от размещения пенсионных активов в такие инструменты растут, не отвечает реальности.
Другой весьма спорный тезис связан с тем, что банкиры, получающие от ЕНПФ депозиты, чувствуют себя “в шоколаде”. Дело в том, что для банков пенсионные деньги - не бесплатные, и по ним нужно выплачивать проценты. А средства для выплат нужно сначала заработать, при том что на рынке не хватает качественных заемщиков. Возможности же спекуляций либо направления полученных средств на выплату внешних долгов банков ограничены введенным Нацбанком лимитом на открытую валютную позицию по сделкам с производными финансовыми инстру­ментами.
И уж совсем неуместен тезис о том, что пенсионные накопления используются для финансирования банков в качестве ключевого ресурса для них. На 1 октября сумма чистых пенсионных активов составляла 4 трлн. 292,6 млрд. тенге, а 15,17%, приходящиеся от этой величины на банковские вклады, адекватны 651 млрд. тенге в абсолютном выражении. Для сравнения: совокупные активы банковского сектора на эту дату находились на отметке в 17 трлн. 542,6 млрд. тенге, общий объем вкладов населения составлял
4 трлн. 387,2 млрд. тенге, юри­дических лиц - 7 трлн. 119,0 млрд. тенге. Как видно, в общем объеме депозитной базы банковского сектора 11 трлн. 506,2 млрд. тенге средства, полученные от ЕНПФ, составляют лишь 5,7%.
Напомним также и о том, что главной задачей ЕНПФ, контро­лируемого правительством и управляющего пенсионными накоплениями Нацбанка, является не только их сохранность, но и приумножение этих средств. Как прогнозируют в Нацбанке, доходность пенсионных активов по итогам года составит 6,0-6,5% - почти втрое выше по сравнению с прошлогодним показателем 2,2%. При этом после консолидации пенсионных активов в ЕНПФ доходность по ГЦБ Министерства финансов увеличилась с 5,62% на 1 апреля до 8,06% за период с 1 апреля по
1 октября, по депозитам банков второго уровня - с 7,39 до 9,03%, облигациям, номинированным в иностранной валюте, - с 1,93 до 5,82%, а по всему инвестиционному портфелю - с 5,28 до 8,39%.

Консерватизм тоже бывает здоровым
Прозвучало недавно и предложение направить средства ЕНПФ на реализацию программ по индустриализации и диверсификации экономики. Его озвучила в своем запросе группа депутатов мажилиса. По их мнению, тем самым будут созданы условия для повышения доходности по пенсионным накоплениям и удешевления средств для реального сектора. Утверждается также, что вложенные в современные производства средства ЕНПФ будут максимально защищены от колебаний обменного курса.
При всей внешней привлекательности таких предложений на самом деле остается лишь констатировать, что они совсем уж пре­увеличивают реальный финансовый потенциал пенсионных накоплений. Дело в том, что общий объем инвестиций для реализации первой программы форсированного индустриально-инновационного развития оценивался в этом документе в 6,5 трлн. тенге, а второй - в 6,6 трлн. тенге. Таким образом, общая потребность в инвестициях для двух пятилеток ФИИР оценивается в 13,1 трлн. тенге, то есть втрое превышает объем пенсионных активов ЕНПФ! Иными словами, пенсионные накопления просто не могут делать инвестиционную погоду в индустриальной сфере. Более того, в соответствующих госпрограммах ФИИР вообще не ставится задача окупаемости инвестиций в индустрию наряду с их сохранностью и не указывается целевая доходность по ним, что заведомо исключает использование здесь пенсионных активов ЕНПФ.
Напомним и о том, что пенсионные накопления инвестируются в соответствии с действующим законодательством, согласно которому перечень разрешенных финансовых инструментов для их размещения утверждается советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ при президенте Казахстана. А в рамках этого переч­ня Нацбанком разрабатывается и принимается инвестиционная декларация, по которой и осуществляется управление этими активами. На данный момент они инвестируются в три группы активов - государственные ценные бумаги Республики Казахстан, депозиты и облигации отечественных банков, а также в еврооблигации международных эмитентов. Эти активы были выбраны с целью обеспечения сохранности пенсионных накоплений и доходности по ним, а также с учетом отсутствия качественных финансовых инструментов корпоративных эмитентов на внут­реннем фондовом рынке. Но это вовсе не означает, что пенсионные накопления вообще не работают на реальный сектор, ведь через их инвестиции в банковские депозиты, облигации корпоративных эмитентов и ГЦБ в конечном итоге эти средства попадают в экономику.
Таким образом, обращения депутатов к правительству и Нацбанку с требованиями изменить направления инвестиционной деятельности ЕНПФ в пользу индустриализации и диверсификации экономики делаются явно не по адресу. Ведь правительство, контролирующее ЕНПФ, и Нацбанк, управляющий инвестированием пенсионных накоплений, просто не могут самовольно определять направления для их вложений. Более того, премьер-министр Карим Масимов этой осенью не раз пояснял в парламенте позицию правительства по данному вопросу. Ключевой его тезис - это обеспечение сохранности ресурсов пенсионной системы и их приумножение для граждан страны, что заведомо исключает прямое инвестирование пенсионных накоплений в проекты в рамках тех же госпрограмм ФИИР из-за высокого риска таких вложений. Далее премьер указал, что обеспечение банковской системы финансированием в тенге, включая и ресурсы ЕНПФ, играет ключевую роль в дедолларизации казахстанской экономики. Помимо ЕНПФ Нацбанком для решения этой исторической задачи задействован также механизм валютно-процентного свопа с банками второго уровня. Огромная финансовая поддержка по поручению главы государства предоставляется из средств Национального фонда, свой вклад вносит и правительство через национальный управляющий холдинг “Байтерек”, фонд “Даму”, Банк развития Казахстана и другие институты. Таким образом, наряду с сохранением и приумножением пенсионных накоплений правительство и Нацбанк эффективно решают еще одну важную общегосударственную задачу, обеспечивая банкам доступ к тенговой ликвидности.
Отметим также, что г-н Масимов весьма ясно высказал и свое негативное отношение к инвестированию средств ЕНПФ в строительство жилья. По его мнению, выраженному в ответе на депутатский запрос, такие инвестиции имеют высокие риски в силу известных проблем, связанных с реализацией таких проектов: низкая рентабельность, отсутствие прозрачности при финансировании, значительные издержки при реализации жилья в случае негативного изменения конъюнктуры недвижимости. Эти риски чреваты убытками по инвестированным пенсионным накоп­лениям, поэтому премьер считает необходимым сохранить более консервативный механизм, действующий ныне.

Александр Найдин, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть