4138

Мой дом - наша крепость,

или Когда жильё в Казахстане перестанет быть роскошью

Еще бы покупателям не оживиться, если на них буквально давит объем продаваемого: на 31 марта через один только сайт krisha.kz было выставлено на продажу 90 тысяч квартир и 23,7 тысячи индивидуальных домов.  Предложение индивидуальных домов увеличилось до 21%, а всего количество желающих избавиться от недвижимости за месяц выросло на 13%.
С одной стороны, тут все уже привычно, с другой - очень и очень странно и требует своего объ­яснения. В самом деле, по законам рынка спрос и предложение должны уравновешивать друг друга - как раз через сбалансированную цену. А если какие-то монополисты и махинаторы этому препятствуют, правительство обязано их выявлять и устранять.
Во-вторых, по тем же рыночным законам купля-продажа недвижимости оживляется и растет в период общего экономического подъ­ема, а не на фоне надвигающегося кризиса, как у нас.
А в-третьих и главных, число объявлений о продаже, не говоря уже о числе покупок - просто мизер по сравнению с реальной потребностью рынка.
Вот, пожалуйста:
“С 2011 года численность граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище из коммунального жилищного фонда местных исполнительных органов, возросла в два раза и продолжает увеличиваться. Так, по состоянию на 1 января 2015 года число очередников составило более 300 тыс. человек, из которых более 130 тысяч относятся к социально уязвимым слоям населения, 127 тысяч - бюджетники и государственные служащие, 44 тысячи - дети-сироты”.
Знаете, откуда данные? Это прямая цитата из программы “Нурлы жол”, только что утвержденной президентом. И оттуда же, пожалуйста, график, иллюстрирующий продвижение очереди.
Как видим, очередь быстро движется в направлении собственного роста, тогда как продвижение очередников топчется на месте.
И вот вам еще одна требующая объяснения странность: имеющие право попасть в список нуждающихся - люди не самые обеспеченные, но они тоже граждане и покупатели, а законы рынка у нас, кажется, тоже одинаковы для всех. Почему же, с одной стороны, в практически мертвом состоянии находится рынок удовлетворения в жилье массы небогатых покупателей, с другой - лишь чуть-чуть шевелится рынок немногочисленных покупателей, способных выложить за алматинскую панельную двушку восемьдесят - сто тысяч долларов.
А в мертвом пространстве между этими двумя почти неподвижными рынками толкутся еще 2-3 миллиона казахстанцев, тоже нуждающихся в жилье, но не имеющих ни справок для попадания в льготные очереди, ни денег для покупки на свободном рынке.
Начнем разбираться.
Проще всего понять, почему рынок сейчас относительно оживился: это как раз всеобщее ощущение кризиса, ожидание девальвации. Одни пытаются понадежнее вложить имеющиеся сбережения, другие - избавиться от пустующих помещений. Нам бы их заботы!
Нет, есть, конечно, и более оптимистичные предположения - жилье как-никак продолжает строиться, власти что-то такое обещают по улучшению ипотеки, и люди на­деются. Надежды, однако, желательно опирать на что-то существенное - ту же “Нурлы жол” прежде всего. Недаром в ней среди главных задач значится и “повышение доступности жилья для граждан”. И что же, кроме приведенной нами печальной констатации непродвигающейся очереди, там обещано?
Что к 2050 году уровень урбанизации с нынешних 55% поднимется до 79%. Считай, на столько же возрастут и жилищные потребности. Что в 2015-2019 годах будет построено 1,4 млн. м2 арендного жилья. Считай - это не более чем для 20 тыс. очередников из уже набравшихся трехсот с лишним тысяч. И что обеспеченность арендным жильем очередников в 2015 году составит 2,6%, в следующем году - 2,3, в следующем - 1,3, в 2018-м - 0,8 и в 2019-м - 1,0%.
И все, никакой иной конкретики в программе нет. То есть в этой части “Нурлы жола” правительство подсунуло на подпись главе государства откровенную пустышку.
И последнее: где искать неуловимых для правительства монополистов и махинаторов, разделивших рынок жилья на практически мертвый социальный и почти неподвижный элитный, с “кладбищем” жилищных надежд казахстанцев между ними?
Ответ: в правительстве их и надо искать!
Кто, если не правительственные и акиматовские чиновники вкупе с аффилированными строительными компаниями и банками удвоили и утроили стоимость квадратного метра пресловутыми откатами и земельными спекуляциями?
Кто, если не они же своими действиями и бездействиями поддерживают недоступность цен и неподвижность рынка?
И кто, если не Национальный банк устроил так, что получить кредит на строительство или покупку жилья хотя бы под 10% - ненаучная фантастика.
Перечислять, что правительство и акимы делают не так и что надо сделать для реальной доступности жилья, можно на полгазеты. Но давайте поставим вопрос принципиально.
Точка, где экономическая целесообразность и социальная необходимость сходятся напрямую, где финансовый профессионализм органов власти и их политическая адекватность есть две стороны одной медали - это строительная отрасль. Строить доступное и качественное жилье для всех нуждающихся - вот самая эффективная экономика и самая лучшая политика в одном флаконе. В самом деле, что надежнее всего гарантирует отсутствие межнациональной, социальной, конфессиональной и всякой иной розни в Казахстане? Правильно, наличие у любой казахстанской семьи своего собственного добротного дома-крепости.
А коль скоро все так, то правительство, не способное это понять и обеспечить, не соответствует своему назначению. Или я не прав?

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть