1790

Советы посторонних

Прислушиваться к ним можно, но думать лучше своей головой

Чего-чего, а гостей принимать мы умеем! Главным блюдом на Астанинском экономическом форуме стали свежеприготовленные “100 шагов”, и гостям чрезвычайно понравилось. Герман ГРЕФ, например, из недалекой нам страны так прямо и заявил: “Это один из лучших документов, который я видел, и там не к чему придраться. Высказывать критику против этого документа - это взять на себя грех. И если из этих 100 шагов будет сделана хотя бы половина, то Казахстан будет принципиально другим государством”.

Но круче оказался человек, не глупее и, может быть, даже побогаче председателя российского Сбербанка - Джейкоб ФРЕНКЕЛЬ, председатель корпорации JPMorgan Chase International. Он сравнил наши “100 шагов” со словами ступившего на Луну Нила Армстронга: “Один небольшой шаг для человека - это огромный шаг для всего человечества”. Умри, лучше не скажешь!
Но если от парадных славословий перейти к деловым рекомендациям международных авторитетов, тут можно слегка… запутаться.
Вот, например, Нуриэль РУБИНИ, профессор экономики Нью-Йоркского университета, сообщил, что Казахстану необходимо наращивать собственное производство и усиливать сотрудничество с другими странами. Мысль, конечно, глубокая, но и без него известная. Вопрос только - как? Здесь, по мнению гуру-предсказателя мировых кризисов, нужно позволять валюте двигаться, когда происходят проблемы с экономикой. Плавный переход от одной к другой политике, чтобы валюта потихоньку доходила до своего реального значения. Тогда экономические издержки будут не такими сильными.
Герман Греф, кстати, тоже за рыночные колебания курса тенге и в этом плане самым хвалебным образом оценил компетенцию руководителей нашего Нацбанка.
А вот другой очень известный американец, бизнесмен и политик сразу Стивен ФОРБС, подчеркнул, что Казахстану необходимо сфокусироваться на стабильности курса тенге. И привел в пример США, Китай и Германию. Где, да, слова “девальвация” не знают.
Деньги по сути дела не имеют никакой ценности, ценность соз­дается продуктами, услугами. Деньги измеряют ценность точно так же, как сантиметры мерят длину, килограммы мерят вес. Необходимо стимулировать экономику - вот его кредо.
Так что лучше: чтобы финансовый инструмент стоял или гнулся? В жизни-то оно и так, и так случается, а вот как самой экономике лучше? Оттолкнемся от главного - от производства.
Оно у нас экспортно ориентированное, по отчету за 2014 год работа на заграницу составила 36,9% ВВП. С учетом же внутреннего обслуживания большая часть производственного потенциала страны работает на вывоз. Что само по себе чересчур много, поскольку ставит внутреннюю экономическую ситуацию в слишком большую зависимость от внешней конъюнктуры. Но еще хуже то, что весь наш экспорт сырьевой. А это помимо привязки к необнадеживающей ситуации с ценами на нефть гарантирует нам еще одну неприятность: заведомо малая (относительно, конечно) валютная выручка от продажи не пропущенного через высокотехнологичные переделы нефтяного и металлургического сырья.
Причем ничего иного в нашем экс­порте нет, вот структура по отчету за заключительный для первой пятилетки ФИИР 2014 год: нефть и газоконденсат - 68,5%, цветные металлы - 5,0%, черные металлы - 3,9%, зерно - 1,5%. Правда, есть еще обнадеживающая строка “прочее”, на нее приходятся не такие уж малые 4%, и в них машины, вычислительная техника, средства связи… Но, как честно сказано в отчете, все это не производится в Казахстане, а является реэкспортом.
Столь же опасно с точки зрения внешней зависимости велик и импорт - 19,4% от ВВП за 2014 год. И точно так же опасность эта удваивается его структурой: продовольствие - 9,7%, непродовольственные потребительские товары - 20,2%. То есть треть всего того, что мы покупаем, в Казахстане не производится. Но это не самое опасное, ведь есть еще строчка “товары промежуточного промышленного потреб­ления” - 30,9%, и это означает, что еще одна треть производимого в стране не может обойтись без импорта. Ну а самая большая часть импорта - 37,1% - это “инвестиционные товары”, и она же самая удручающая. Потому что все такое товарное инвестирование почти на сто процентов направлено на закрепление сугубо вывозного характера казахстанской экономики - экспорта сырья и импорта готовых товаров.
Правда, часть такого инвестиционного импорта идет на отверточную сборку автомобилей, троллейбусов и локомотивов, но этим национальное производство не поднимешь…
Но при чем здесь гибкий или стабильный курс национальной валюты?
А при том, что расхваленные иностранными гостями высочайшие профессионалы из Нацио­нального банка обеспечивают ровно нулевую национальную кредитную потенцию и почти нулевую инвестиционную. Выстраиваемый же на иностранных деньгах инвестиционный процесс, строго по правилам свободного рынка, как раз и закрепляет “вывозную” направленность казахстанской экономики. Вкупе с лишенными национального фондирования сверхдорогими кредитами, намертво закрепляющими импортозависимость Казахстана.
Иностранные гости, они поели-попили, сделали хозяевам (и себе) приятное и разъехались. А нам здесь жить и своей головой думать…

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть