2490

Из грязи - в квази,

или Почему премьер-министру стоит читать газету “Время”

“Период, к которому мы привыкли, последние 15 лет, когда были высокие цены на ресурсы, когда в Казахстан большим потоком шла наличность, деньги за счет экспорта этих ресурсов, этот период закончился…”

Золотые ваши слова, Карим Кажимканович! Правда, эту мысль мы повторяли в наших публикациях уже не один десяток раз. И вот свершилось: теперь ее озвучил сам премьер МАСИМОВ! На вес золота и премьерский вывод из данной констатации: “...Это потребует от работы правительства некоторого нового искусства” (см. “Время” от 18.6.2015 г.).

Что ж, великая сила “нового искусства” требуется безотлагательно: правительство спешно разрабатывает поправки в республиканский бюджет, чтобы представить их парламенту в сентябре.
По словам премьер-министра, трехлетний бюджет будет заметно отличаться от ранее утвержденного - это связано с нестабильной ситуацией в мире. Несложно догадаться, в какую сторону будет корректировка, причем, возможно, здесь тоже помогла наша недавняя подсказка. В статье “Бюджетные горки по-казахстански...” (“Время” от 11.6.2015 г.) мы обращали внимание: если бюджет на этот год заметно меньше, чем на прошедший 2014-й, а тот в свою очередь меньше бюджета-2013, то бюджеты на 2016 и 2017 годы чудесным образом утверждены с существенным ростом.
Ну хорошо, перспективу следующих двух лет правительство и депутаты приведут в соответствие с суровеющими реалиями. Но что дальше делать-то?
“В ближайшие 3-5 лет мы будем жить в эпоху низких цен на ресурсы и сырьевые товары, что, конечно, потребует пересмотра некоторых программ и бюджетных расходов. Мы ведем свои расчеты из того, что Кашаган будет запущен к концу 2016 - началу 2017 года”, - отвечает нам Масимов.
Выходит, глава правительства видит только один луч света в темном царстве бюджетного угасания - запуск Кашагана. Но ведь инвесторы по соглашению первым делом начнут отбивать назад свои инвестиции. И здесь чуть-чуть полегчает разве что залезшему в долги “КазМунайГазу” - за счет его примерно 17-процентной доли в консорциуме. Но при таких эксплуатационных затратах и таких мировых ценах будет очень хорошо, если Кашаган вообще обеспечит участникам хоть какой-то возврат! Поэтому много раз откладываемый запуск Кашагана, если он наконец состоится, конечно, порадует Казахстан, но в основном ростом статотчетности по нефтедобыче, а не бюджетными приростами.
Так где же выход (если не уповать на одну только нефть)?
Действительно перспективный оборот предложил депутат сената Владимир БОБРОВ - рассмат­ривать республиканский бюджет на консолидированной с квазисектором основе.
“Бюджет, помимо социальной составляющей, направлен на индустриальное развитие. В нем очень много инновационных затрат, которые проводятся в том числе и через квазигосударственный сектор, и программа “Нурлы жол” также. Многие проекты из ГПФИИР реализуются холдингами как самостоятельно, так и за счет привлеченных средств. В результате ряд показателей в бюджете уже неотделим друг от друга. Сложно понять, что сделано за счет бюджета, а что - за счет собственных средств компаний. Расходы холдингов составляют триллионы, цели холдингов - это государственные цели, первоначальные источники капиталов - это государственные активы, доходы холдингов - это государственные доходы. Считаю, что консолидация бюджета даст более полную картину бюджета и подотчетность холдингов народу. Я прошу правительство подумать об этом”, - обратился на днях к кабмину сенатор.
В самом деле подумать есть над чем. Оттолкнувшись от такой, например, информации для размышления: в бюджете на нынешний 2015 год все связанные с госсобственностью строчки - доходы от нее, реализация товаров и услуг и материальных запасов - дают в сумме 119 362 млн. тенге, и это ровно… 2,03 процента от всей доходной части.
Спрашивается, зачем государству все это громадье нацхолдингов и нацкомпаний, если отдача от них ничуть не больше, чем от частного сектора и иностранных собственников наших месторождений?
Здесь нестыковка: поклонники рыночного либерализма справедливо - с их позиций - критикуют правительство Казахстана за проводимую уже несколько лет политику огосударствления рынка. Но ведь на самом деле и огосударствления-то толком нет - сплошное извлечение групповой и частной прибыли.
И вообще, полностью конкурент­ный рынок - это замечательно, но если от абстрактной теории перейти к казахстанским реалиям, то возникает вопрос: много ли у нас ниш для подлинной конкуренции? Посадите самого толкового болашаковца, чтобы он строго по своим гарвардским букварям выделил в казахстанской экономике зоны естественного монополизма и естественного доминирования - что, кроме СТО и салонов красоты, у него в итоге останется?
Возьмем ту же ключевую для властей программу индустриально-инновационного развития: действительно громадные государственные организационные и финансовые ресурсы вкладываются в разрозненные наборы… частных бизнесов. И отдача от такой ГПФИИР, мягко говоря, “пфиирическая”.
Словом, трижды прав сенатор Бобров со своим “квази”. Правительству действительно пора подумать над тем, как государственный квазисектор, квазибюджет и квазирыночную экономику перевести в систему эффективного взаимодействия государства с бизнесом.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть