1521

Залог мира и прогресса

Обеспечение верховенства закона как основа реализации норм и положений Конституции Республики Казахстан

Как известно, президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ на расширенном заседании правительства в Астане 6 мая 2015 года. В числе первоочередных задач, поставленных главой государства по вхождению Казахстана в число 30 развитых стран мира, укреплению казахстанской государственности, является обеспечение верховенства закона.

Указанная задача особенно актуальна в преддверии празднования 20-летнего юбилея принятия Конституции Республики Казах­стан, которая стала фундаментом социальной, политической и экономической модернизации нашего государства и общества, залогом успехов Казахстана в этих направлениях.
Что следует понимать под верховенством закона? В современной теории права верховенство закона в первую очередь означает, что должностные лица или органы власти не могут быть выше закона либо обладать чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществлять произвол. Обеспечение верховенства закона приведет к самому главному результату: реализации фундаментальных прав и свобод личности, к ограничению власти государства, искоренению коррупции, господству порядка и безопасности, открытости правительства, законному правоприменению, справедливому гражданскому и уголовному правосудию. Сегодня многое сделано в достижении указанных параметров. Вместе с тем совершенствование форм и методов обеспечения верховенства Конституции и законов должно идти постоянно, поскольку это не одномоментный, а непрерывный процесс.
Во-первых, это обеспечение механизма соответствия принимаемых законов Конституции и прямого действия Конституции и закона. На практике имеются случаи, когда прокуратура оспаривает правовые акты и действия органов исполнительной власти, что свидетельствует о наличии ведомственного нормотворчества, направленного иногда вольно или случайно на изменение смысла и содержания закона.
Есть точка зрения, что все общественные отношения необходимо регулировать только законом, исключив издание подзаконных актов. Это тоже крайняя точка зрения, не соответствующая реальной действительности, поскольку без нормативной детализации и конкретизации положений закона невозможно обеспечить эффективное правовое регулирование. Следовательно, такая необходимость усиливает задачу органов прокуратуры, Министерства юстиции, депутатов парламента и местных представительных органов власти, которые должны усилить работу, направленную на предупреждение и пресечение действий по изданию подзаконных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и законам.
Конституционность принятых законов обеспечивает и судебная система, выявляя положения закона, противоречащие Конституции, и обращаясь в Конституционный совет по признанию соответствующих норм неконституционными.
Во-вторых, доктрина верховенства закона требует доступности системы правосудия и ее независимости с тем, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов. Данное положение очень важно, и поэтому не случайно, что в одной из пяти функциональных реформ, посвященной обеспечению верховенства закона, президент особое внимание обратил на реформу судебной системы.
Полностью разделяем позицию главы государства о необходимости оптимизации инстанций судебной системы, которая установит действительный смысл конституционных норм о судебной системе.
Оптимизация инстанций судебной системы поднимет роль и значение Верховного суда как высшей кассационной инстанции, обеспечит правильную реализацию норм Конституции и конституционного закона о судебной системе. Конституция Республики Казахстан пре­дусмотрела принципиально иную задачу для Верховного суда, чем для местных судов, и такое распределение ролей в судебной системе является соответствующим принципам правового государства, поскольку без такого разграничения функций никакой порядок движения судебных дел по инстанциям не сможет гарантировать абсолютной справедливости и законности в отдельном случае.
В-третьих, необходимо подчеркнуть особую роль органов прокуратуры в процессе обеспечения верховенства закона, поскольку прокуратура от имени государства опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики. Данной работой она охватывает практически все сферы отношений, урегулированные нормами права, что объективно делает прокуратуру осведомленной не только об исполнении и применении законов, но и о состоянии правового регулирования общественных отношений.
В-четвертых, обеспечение верховенства закона - это главная задача и других правоохранительных органов. В этих целях сегодня реализуется система мер по обеспечению прозрачности деятельности правоохранительных органов, развитию информационных технологий, внедрению новой системы профессионального и психологического отбора в полицию, регулярному повышению полицейскими своей квалификации. Как следует из речи президента на XVI съезде партии “Нур Отан”, о полном верховенстве закона можно будет говорить тогда, когда граждане, наконец, поверят, в частности, что офицер дорожной инспекции может оштрафовать акима или министра за нарушение правил дорожного движения.
В-четвертых, обеспечение верховенства закона - это не только задача государственных институтов. В современных условиях все общество, отдельная семья, каждый гражданин должны активно участвовать в создании атмосферы нетерпимости к нарушениям закона, кроме того, члены общества должны иметь возможность участвовать в создании и изменении законов, которые регулируют их поведение. В период глобальных противоречивых процессов, которые переживает человечество, Конституция Республики Казахстан будет надежной правовой базой и ориентиром для достижения целей и задач всего народа Казахстана по вхождению в число тридцати самых развитых государств мира, реализации Стратегии “Казахстан-2050”, пяти институциональных реформ президента республики.

Ермек АБДРАСУЛОВ, доктор юридических наук, профессор, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее