1803

Сизиф и ныне там... или Как госсубсидии “спасают” наш агропром

Новая система субсидирования АПК позволит упростить контроль за расходованием бюджетных средств, заявил на прошлой неделе министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ.

“Новые субсидии будут гораздо легче администрироваться, очень легко проверяться, потому что существует постановка на учет приобретаемой техники. То есть будут гораздо более эффективны”, - таково его обещание.
По словам министра, в прошлом году прокуратурой было выявлено свыше 4,5 тысячи фактов, когда субсидии выдавались необоснованно. Около двух тысяч злоупотреблений выявлено только в Алматинской области.
Одной из причин является сложность администрирования: “За две недели небольшая комиссия, в состав которой входит в том числе и районный акимат, должна проверить все эти поля и подтвердить факт посева. Это очень сложно, занимает огромные ресурсы как по времени, так и материальные. Соответственно, у нас очень много фактов, когда субсидии шли туда, где не было посевов, либо выданы там, где культуры сеяли как попало. Они даже не убирались, потому что сами субсидии являлись доходами для фермера”, - поделился министр.
И привел характерный пример: в Южном Казахстане почти 95 процентов фермеров имеют участки менее 10 га, на которых преимущественно выращивается хлопок. Отсутствие залогового обеспечения не позволяет приобретать технику, хлопок собирается вручную, приходится тратить на один гектар около 100 тыс. тенге. Если фермер механизирует работу, эти затраты сократятся в 5-6, а то и более раз, подсчитал А. Мамытбеков.
Ну что же, если министр так считает, ему виднее. А мы давайте подсчитаем, что вообще хорошего произошло на казахстанских полях со времен колхозно-совхозного строя. Благо сайт комитета по статистике в открытом доступе.
На графике 1 мы собрали относительные изменения урожайности, а на графике 2 - валовых сборов. За четверть века урожайность устойчиво выросла по овощам в два и по картофелю в 1,9 раза. Еще подросла урожайность сахарной свеклы, но зато сборы ее упали до 0,04 против прежних. Лучше всего с подсолнечником: урожайность у него “подросла” в 1,37 раза, а вот сборы выросли сразу в пять с лишним раз. По валовым сборам рост дали те же овощи - в 3,6 и картофель в 1,6 раза.
А по остальным культурам, извините, все как при райкомах-парткомах.
Например, урожайность и сборы по главному нашему богатству - зерновому клину - сильно прыгают год от года, но по небесной, а не по инвестиционной или агротехнической воле. Причем прыжки все 25 лет практически на месте. Тот же упомянутый хлопок: он и по урожайности, и по сборам один в один к советскому времени.
За это время технический прогресс куда только не ушел! Почему же нет прогресса сельскохозяйственного?
Некогда был такой Сизиф, бесконечно закатывающий камень в гору только для того, чтобы тот тут же с нее скатился. На такой сизифов труд бедолагу обрекли древнегреческие боги, претензии к которым предъявлять поздно. И хотя на вершине нашего Минсельхоза, похоже, обитают тоже небожители во главе с воистину бессмертным министром Мамытбековым, попробуем достучаться до аграрных небес.
Простота, как говорится, хуже воровства. В сетованиях руководителя Минсельхоза на невозможность комиссионной проверки всех субсидиантов как раз и обнажается корень проблемы. Если государство продолжит партнерствовать с неохватной пестротой мелких и мельчайших хозяйств - тогда субсидии вместо урожаев так и останутся основой госагроподдержки.
А ведь в стране еще остались специалисты и учебники, с помощью которых легко определить оптимальные размеры хозяйств для лучшего использования сельских рабочих рук, техники и госсубсидий. Наверняка сохранились такие и в Минсельхозе. Так что же им мешает поставить ребром ключевой вопрос укрупнения аграрных производств в стране?
Тем более что статистика раскрывает и такой шокирующий факт: за все время действия программы ФИИР (и министра Мамытбекова) число рабочих мест на селе стремительно… сокращается. На начало 2010 года по строчке “сельское хозяйство” числилось 2242 тыс. человек, а в 2015-й мы вошли с 1584 тыс. занятых. Потеря 658 тысяч в мирное время - не многовато ли? При том, что в растениеводстве прогресса не видно, а животноводство и вовсе даже не приблизилось к советским численным показателям.
Бегущим из латифундий и убогих фермерских хозяйств народом обрастают городские пригороды и оптовки - при нынешнем кризисе это вдвойне опасно.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть