3233

Правительство, крути педали головой!

или О пользе анализов натощак

Коль скоро факт наступления настоящего кризиса, более сильного, чем в 2007-2009 годах, признал сам глава государства, и правительству под чутким руководством премьер-министра поручено провести анализ, составить план антикризисной работы, определить необходимые меры и довести до населения - не худо и нам заняться тем же.

Подозреваю, что правительственный анализ сведется к банальной формуле: вот, дескать, цены на нефть упали, и денег теперь не хватает. Меры же - это, соответственно, повышение сборов и замораживание затрат. Что до населения уже доведено через девальвацию 20 августа и будет доводиться еще раз за разом, если цены на нефть не поднимутся.
А они не поднимутся. В течение нескольких следующих лет. Это прогнозируют все, включая и казахстанское правительство. Чем нынешний кризис и отличается от предыдущего, когда цены на нефть почти со 150 долларов за баррель упали почти до 40, но за считаные месяцы поднялись, переступив отметку в $100/баррель.
Выходит, на одной девальвации долго не продержишься, даже если курс тенге сравняется с цифрой юбилея Казахского ханства. Нужен реальный антикризисный план, основанный не на пережидании плохого времени, а на такой обновленной социально-экономической модели, которую низкий уровень нефтяных цен как раз подпитывал бы внутренними ресурсами развития.
И хотя выстраивать такую модель можно только на базе ныне действующей и из ее несущих элементов - другого строительного материала-то попросту нет! - тем более необходимо разобраться со всеми основными деталями и принципами того, что расцвело в “тучные годы”, а теперь вот скукоживается на наших глазах.
В медицине положено все анализы сдавать натощак. Но это не значит дожидаться, пока живот прирастет к ребрам. Нынешнего недомогания более чем достаточно, чтобы охватить анализом весь ход развития и увядания нашего экономического организма.
Итак, в первый год нового тысячелетия мы вошли, имея добычу нефти чуть более 30 млн. тонн со стоимостью барреля около 9 долларов. В пиковом же по добыче 2013-м добывали уже без малого 82 млн. тонн при средней биржевой стоимости черного золота $109/баррель. Собственно, вот это трехкратное увеличение добычи при десятикратном росте цен и определило успех всей “сырьевой” модели. Остальные успехи и не­успехи нанизаны на этот нефтяной стержень.
В 2014 году пошел откат: добыто менее 81 млн. тонн, при этом в январе биржевая цена была еще $107/баррель, но уже в декабре - только 65. Действительно кризис.
И тут важно понять: как же в предыдущие годы мы смогли распорядиться вот этим уже уходящим от нас нефтяным успехом?
На начало 2000 года мы экспортировали за границу энергетического и металлургического сырья на скромные $5,9 млрд. Соответственно, скромно подпитывали свой рынок заграничными товарами и услугами на $3,7 млрд. А на пике переломного для всей модели 2013 года экспорт вырос до $84,7 млрд., импорт же достиг $48,8 млрд.
И вот этот - внимание! - 15-кратный рост экспортной валютной выручки, потянувший за собой 13-кратное повышение завоза в страну иностранного оборудования и потребительских товаров, есть базис всего того экономического развития и социального благополучия, которые мы имели и пока еще сохраняем.
Да, развитие было однобоким, а социальное благополучие - относительным. Тем не менее и экономика, и социальная среда очень немало напитались, и жизнь в Казахстане реально улучшалась. Особенно на фоне наших менее нефтеносных соседей.
Базис - повторим и закрепим пройденное - таков: страна получала год от года растущую валютную выручку, в обмен завозились оборудование и расходные материалы для расширения того же сырьевого экспорта, агрегаты и комплектующие для какого-никакого собственного производства, а также, конечно же, иностранные товары для удовлетворения растущего потребительского спроса.
Пока все идет с плюсом - система устойчива. Как велосипед, на котором легко катиться, но трудно балансировать на месте. И 2014 год в такой модели действительно кризисно-переломный: “наше все” - экспорт - упало на 7,6%, до $78,2 млрд., а второе “наше все” - импорт - до $41,2 млрд., сразу на 15,6%.
Но куда более крутое пике ждет нас в этом году: по данным за январь-август, экспорт составил лишь $32,01 млрд. против $55,05 млрд. за те же месяцы в прошлом году, то есть снижение на 41,8%; импорт - $20,84 млрд. против $26,9 млрд. - снижение на 22,5%.
Да, пока импорт падает медленнее стремительно сжимающейся сырьевой выручки, но так и должно быть - в “тучные годы” он и рос только вслед за экспортом. Теперь же, коли ведущий в связке сорвался вниз, лететь за ним и ведомому.
Далеко ли до дна и больно ли о него ударяться? Тут утешением может быть лишь то, что до дна долететь... невозможно. Можно только сползать вниз. Так, среднемесячная зарплата в стране в третьем квартале этого года составила 124 656 тенге, по нынешнему курсу это около полутысячи долларов. Итого официальный заработок наемных работников “отполз” за 2013 год, в котором он достигал $717. А ведь цены неизбежно ползут вверх, подтягиваясь к валютному эквиваленту...
Сползая, расшибиться невозможно - можно только обдираться и расцарапываться до полной потери крови или чувствительности. И страшиться такой перспективы, честно сказать, больше надо не населению - оно у нас терпеливое, а правительству. Неожиданности, как известно, случаются не тогда, когда все плохо, а когда вдруг плохеет после хорошего…
Но вернемся к велосипедному примеру. Легионеры “Астаны” демонстрируют на дорогах Европы чудеса скорости и выносливости, чемпионы велобайка крутят умопомрачительное сальто, скачут по скалам не хуже наших горных козлов. Но никто никогда не показывал элементарного трюка - езды назад. Просто потому, что веломеханизмом это не предусмотрено. Вот и нашему правительству не стоит изобретать велосипед, на котором можно пятиться от реалий. Нам нужно всем известное устройство, только на собственных колесах и с педалями, на которые давит умная голова…

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть