2046

Возвысить горы, степь не унижая,

или Если бы акимом Алматы был я

С момента обретения Астаной столичного статуса в город инвестировано свыше 100 млрд. долларов, введено около 16 млн. кв. метров жилья, население увеличилось в 3 раза, объем валового регионального продукта вырос в 65 раз, в 17 раз увеличилось промышленное производство. При этом доля Астаны в ВВП страны потяжелела в три раза, а инвестиции выросли в 16 раз - есть чем погордиться акиму Астаны Адильбеку ДЖАКСЫБЕКОВУ, выступившему на VI международном инвестиционном форуме Astana Invest-2015. Вот и в ходе этого форума, по его данным, будут подписаны 34 меморандума на сумму 1,9 млрд. долларов.

А вот если бы акимом Алматы был я, куда бы инвестировал в первую очередь?
В первую очередь я добился бы у руководства страны согласия на пилотный эксперимент - объем инвестиций должен определяться возможностями обеспечения строек рабочей силой, специалистами и материалами, а не зависимостью от некоего финансирования, тем более иностранного. А деньги - их нужно выделять столько, сколько можно освоить.
Кому не понятно, как сделать финансы не ограничителем, а инструментом развития, объясним.
Второе - создал бы городской инвестиционный план на 3-5 лет вперед с конкретизацией на текущий и каждый следующий год и с персональным спросом за исполнение. Обязательно с подключением общественности ко всем этапам - от выдвижения идей, утверждения инвестиционных направлений до их реализации. Сам город должен решать, что ему нужно, а не единолично чиновники при градоначальнике.
А своим личным приоритетом сделал бы дороги, потому что на них нанизаны две главные проблемы моего любимого (все равно лучшего в мире!) города: смог и пробки.
Надо ускорить (такой проект, как часть “Шелкового пути”, уже есть) создание широкой объездной дуги от Каскелена до Талгара - с радиальными въездами в Алматы. Смысл в том, что из любой точки города и на 30-40 км в любую сторону можно добраться в пределах одного часа. На таком доступном радиусе надо раздвоить жизнь алматинцев: семейным стандартом должно стать наличие городской квартиры и загородного дома. Далеко не всем надо каждый день ездить на работу, и пусть сами решают, старики ли поедут жить на природу, молодежь ли. Но где-то четверть тех, кто вынужденно создает сегодняшнее городское столпотворение, с удовольствием переселится к собственным пригородным садам-огородам, разгружая заодно городские магистрали.
Особенно если город обеспечит стандартную инфраструктуру: подъезд, электричество, вода, газ. И еще я обязательно проинвестировал бы стройиндустрию, чтобы южная столица имела в достатке свой асфальт, цемент, бетон, основные отделочные материалы и столярку.
Строительство новых многоэтажек в городе тупо запретил бы. А вот на освоение пригородов денег не жалко - учредил бы городской кредит, процентов от 20 и вплоть до 50… с минусом, для застройки ближних и дальних подступов. Критерии самые простые: молодая семья, в которой уже есть хотя бы один ребенок и хотя бы один из супругов - уроженец города, имеет полное право получить льготный кредит и строиться. Больше детей - больше льгота.
Городские развязки непременно надо продолжать, но только с обязательным публичным контролем за качеством и стоимостью. Кстати, я специально сформировал бы корпус профессиональных строительных аудиторов, прикрепленных ко всем важным стройкам, и горожане через СМИ их знали бы пофамильно.
На такой дорожной и жилищной строительной базе договорился бы с областью о том, чтобы вложить городские инвестиции в высокотоварное животноводство и овощеводство из расчета полного самообеспечения мегаполиса и вовлеченности пригородного населения в хорошо оплачиваемый индустриальный труд.
Ничего проще, дешевле и эффективнее, чем рельсовый наземный транспорт, для мегаполисов еще не придумано. Поэтому ввел бы отделенные от автомобильных трасс современные скоростные трамваи - наследники романтического прошлого Алматы. Они курсировали бы насквозь по городу и в ключевые пригороды - само собой.
И еще, конечно, сделал бы с особым шиком нашу часть дороги на Иссык-Куль - навстречу уже протянутой киргизами. Трехчасовой путь должен стать не просто стандарт­ной для горожан и наших гостей поездкой на “голубое чудо”, но и увлекательным горно-туристическим аттракционом. С частных машин, пожалуй, брал бы денежку, зато пустил бы электрические пассажирские “челноки” и специализированные маршруты в горные кемпинги.
И еще предложил бы горожанам обсудить, не стоит ли в радиусе 70 км
предписать всем АЗС торговать бензином только стандарта Евро-5.
А вот что я бы сделал без всякого обсуждения - административной волей зарегистрировал все городские многоэтажки в качестве самостоятельных КСК-кондоминиумов с собственными расчетными счетами. И с типовыми уставами, предусматривающими “подъездный парламентаризм”. Пусть избираемые по подъездам старшие образуют правление, а уже оно решает, сколько собирать целевых, куда их тратить и нужно ли избирать или принимать на работу оплачиваемого председателя.
Параллельно создал бы из наиболее дееспособных нынешних КСК управляющие компании на уровне городских микрорайонов, обслуживающие - по их желанию - дома-КСК, представляющие их интересы перед поставщиками коммунальных услуг. Снабдил бы такие компании транспортом, связью, малой техникой. А дома-кондоминиумы - общедомовыми измерительными приборами - вот на на что уж точно никаких средств не жалко (как и на учебу домовых активов), и тогда я обязал бы управляющие компании не только отвечать за порядок и благоустройство, организацию детских воспитательных, художественных и спортивных секций в своих микрорайонах, но и за первичную сортировку и переработку отходов. Чтобы и сами научились, и жителей приучили.
Ну и, конечно, вложился бы в муниципальные торговые площадки, чтобы без всяких там частных “базаркомов”. Докажешь, что продаешь местное, пожалуйста, получай торговое место за символическую регистрационную плату.
Могу продолжить, но, пожалуй, на первый срок мэра и этого хватит…

Пётр СВОИК, рисунок  Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть