5301

Вот подскочит баррель...

Куда заплывёт тенге по курсу нефти?

Казахстанская валюта вновь в центре внимания - вчера она ушла в очередное пике. В обменниках страны за один “зеленый” просили 335-340 тенге, что на 20-25 тенге больше, чем в выходные. С чем же связан новый курсовой скачок и правильно ли себя ведет Национальный банк в условиях постоянной турбулентности? Об этом газете “Время” рассказали эксперты.

огда в августе уходящего года регулятор официально объявил об изменении своей валютной политики и отказе от поддержки тенге, многие думали, что переход к инфляционному таргетированию - новое имя, придуманное высоколобыми финансистами для очередной девальвации. Дескать, обвалят еще раз нацвалюту - на том и успокоятся. Однако, как показали дальнейшие события, это похоже не на ужасный конец, а на ужас без конца: упали в очередной раз цены на нефть - тенге тут же покатился следом.
- Безусловно, падение курса нац­валюты связано с удешевлением нефти, - рассуждает финансовый аналитик Айдархан КУСАИНОВ (на снимке). - Поскольку у нас тенге объявлен свободно плавающим, постольку Нацбанк в дела валютной биржи не вмешивается. И - обратите внимание - в ноябре, впервые за долгое время, выросли совокупные резервы! То есть регулятор действительно ушел с валютного рынка как продавец долларов, более того - он докупал валюту, судя по динамике ЗВР. В течение всего года регулятор продавал доллары, чтобы сдерживать падение тенге, а в ноябре прекратил эту порочную практику. Результат мы увидели - курс сложился на уровне 306-308 тенге за доллар. И его можно было назвать действительно равновесным - во всяком случае, совсем немного завышенным.
Несколько недель тенге оставался в коридоре 306-309 за доллар, но теперь, судя по всему, будет осваивать новые “зияющие высоты”. Попытается ли Нацбанк удержать потолок казахстанской валюты хотя бы на уровне 350 тенге за доллар? По мнению Кусаинова, Нацбанк не станет ничего предпринимать.
- Нынешняя ситуация, когда тенге вновь устремился вниз, развивается без участия Нацбанка, - объясняет экономист. - Регулятор пока стоит в стороне, и его действия полностью укладываются в объявленную на высшем уровне политику возврата доверия к тенге. Дело в том, что если сейчас НБ выйдет на валютный рынок и разом продаст несколько сотен миллионов долларов, чтобы остановить падение, это вызовет еще большую панику у казахстанцев. Люди решат: раз Нацбанк изо всех сил сдерживает тенге - значит, самое время купить побольше долларов. А это приведет к дальнейшему - еще более сильному - падению нашей национальной валюты. Поэтому сейчас единственно верное для Нацбанка решение - не суетиться. Я думаю, нынешний скачок доллара будет кратковременным. Если цена нефти стабилизируется, то тенге может окрепнуть на отметке примерно где-то до 310 за доллар и будет держаться на этом уровне. Нужно четко понимать: если раньше Нацбанк стремился с помощью интервенций сглаживать все скачки, то сейчас политика иная. Стоит Данияру АКИШЕВУ дать команду выровнять курс - сразу же начнутся крики: “Опять девальвация!”, “Зачем нужен этот плавающий курс?” и т. д. и т. п. Словом, новому главе Нацбанка остается одно - держать ту линию, которая уже выбрана.
Прямо противоположного мнения придерживается директор Центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ (на снимке). Он уверен: тенге “плющит и колбасит” именно по вине Нацбанка.
- Регулятор никуда с валютного рынка не уходил, - утверждает экономист. - Интервенции продолжились и в ноябре, и в декабре. Если вам скажут, что Нацбанк перестал продавать доллары, то не слушайте - это полная ерунда! И в этом, я считаю, заключается невнятность политики главного банка. Объявили свободное плавание, а реально курс в ноябре-декабре держали. Теперь вот случился обвал - это что, тоже запланировано в рамках новой валютной политики?! То есть происходящие события полностью противоречат заявлениям с высоких трибун. А самое главное - никто не может точно сказать, какой же курс действительно средневзвешенный. Стоил доллар 308 тенге - некоторые аналитики говорили, что это и есть он - средневзвешенный. Но почему 308, а не 310 или, допустим, 303?
В стране уже не один месяц идут споры, какой же тенге более выгоден бизнесу и производителям - дешевый или дорогой. Почувствует ли бизнес второе дыхание, если доллар будет стоить 350, заработает ли экономика снова на полную мощь? Олжас Худайбергенов уверен: постоянное падение вредит всем.
- Бизнесу не нужен средневзвешенный (или плавающий) курс - как и удерживаемый, - уверен экономист. - Бизнесу нужен курс ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ. Допустим, все понимают, что тенге однозначно будет дешеветь, а доллар укрепляться. Дайте расчеты, покажите предполагаемую динамику. Уронили до 300 - пусть так, но пусть наступит какая-то стабильность, чтобы люди понимали: на данном этапе это и есть реальная стоимость национальной валюты. Если идет поэтапное снижение, то должно быть понятно, с чем это связано. Сейчас же у нас любой внешний или внутренний фактор приводит только к одной реакции - падению. Что бы ни случилось - тенге тут же устанавливает новый антирекорд. Если нет возможности показать цифры - то хотя бы нужно установить темп падения. Кроме того, нужно определить, с помощью каких инструментов управлять этим процессом во избежание таких болезненных скачков. Иначе эта болтанка будет бесконечной.
Что ж, два эксперта - два мнения. Но открытым остается главный для всех нас вопрос: есть ли у национальной валюты “конечная станция” и когда она будет достигнута? По мнению экономиста Айдара АЛИБАЕВА (на снимке), падать тенге предстоит долго и с незавидной регулярностью.
- Давайте будем честны друг перед другом: тенге теперь будет проваливаться регулярно, к этому просто следует привыкнуть, - объясняет эксперт. - В нынешних условиях, когда нефть уже больше года только дешевеет, наша экономика терпит самое настоящее бедствие. Фактически нам нечем насыщать наш бюджет, при том, что расходы остались фактически на прежнем уровне. Когда попытались с помощью многократных девальваций решить эту проблему - увидели: не вышло. И дело здесь не в дешевой нефти и не в политике Нацбанка, а в том, что за 25 лет независимости в стране не появилось в серьезных масштабах собственного производства, нет нормального сельского хозяйства, не внедряются новые технологии. Мощности же наших нефтеперерабатывающих заводов не хватает, чтобы обеспечить бензином даже внутренний рынок - приходится у соседей покупать. Поэтому мировой кризис оказывает на нас такое сильное влияние. И так теперь будет постоянно. Не помогут ни кадровые решения, ни призывы к населению “доверять” тенге. Нам остается уповать только на ценовую конъюнктуру мировых рынков нефти, заклиная цены на нее расти.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Дословно

Вот что говорил о курсе тенге премьер-министр Карим МАСИМОВ:
- 12 ноября 2015 г.
“Я думаю, что сейчас, при нынешней цене на нефть и при нынешнем курсе рубля, таких (серьезных колебаний. - Ред.) не будет. Я думаю, что рубль и тенге нашли свой паритет, ну а дальше все будет зависеть от цены на нефть и от рубля”.
РИА “Новости”
Официальные курсы тенге
на 12 ноября:
306,85 / $1 и 4,76 / 1 рубль.
- 9 декабря 2015 г.
“Многие вопросы, которые в течение года поднимались вами, они в той или иной мере находили свое решение: вопросы денежно-кредитной, курсовой политики - это, наверное, в течение года был самый такой вопрос… На каж­дой встрече вы его поднимали, он нашел свое разрешение. Я думаю, что сейчас плюс-минус мы вышли на какую-то равновесную позицию (курса тенге к доллару. - Ред.) сегодня”.
На заседании президиума НПП “Атамекен”.
Официальные курсы тенге на 9 декабря:
307,87 / $1 и 4,43 / 1 рубль.

Поделиться
Класснуть