4624

Хватит плавать!

Как стабилизировать тенге и “накормить” экономику

Постоянно слабеющая валюта - все равно что уходящая из-под ног почва: созидательная деятельность блокируется, да и простое бытование подтачивается холодком безнадежности. И это не может продолжаться бесконечно хотя бы из-за отсутствия естественного экономического конца у ослабления тенге.

Источником роста созданной за тучные годы экономической модели была постоянно увеличивающаяся экспортная выручка, за которой подтягивался рост импорта для наращивания того же сырьевого экспорта и заполнения внутреннего рынка. Теперь, когда этот источник роста исчез, идет симметрично обратный процесс: экспорт падает, и за ним тянется падение импорта. Причем именно тянется: если экспорт за 11 месяцев 2015 года составил только 57,1 процента против прошлогоднего, то импорт все же - 75,1 процента.
Поэтому нехватка валюты не балансируется, и, стало быть, у плавающего курса тенге экономического дна нет - только политическое.
Более того, сам курс на ослаб­ление тенге дополнительно закручивает это падение в штопор. Поскольку, во-первых, чем дешевле местные деньги, тем меньше валюты экспортеры могут возвращать в страну для обеспечения деятельности. Во-вторых, чем более дорожает импорт, тем сильнее сжимаются внутренняя производственная активность (включая и экспортеров) и потребительский рынок, что опять-таки способствует ослаблению нацвалюты.
Фактически плавающий курс - это спасение долларовых доходов сырьевых экспортеров, финансистов и иностранных инвесторов, и то не внутри Казахстана, а откладываемых за границей. А поскольку такая цель вслух не оглашается, постольку официальные обоснования плавающего курса не выдерживают критики. К примеру, ссылка на то, что ослабление тенге защитило рынок от наплыва подешевевших российских товаров, - это обман (или самообман). На самом деле экспорт из России при всей его важности составляет лишь треть от общего, подорожание же других двух третей двукратно легло удорожанием цен и на производителей, и на потребителей Казахстана. Да и большая ли это беда, если у людей появилась возможность раскупить подешевле авто, электронику и продукты из России?
На вопрос же, что может быть предложено взамен плавающей политики Нацбанка и правительства, ответ такой: их же стратегические программы. Конкретно ФИИР и “Нурлы жол”.
В самом деле первая (2009-2014) пятилетка форсированного индустриально-инновационного развития родилась как ответ на кризис 2007-2009 годов, уже тогда показавший исчерпанность сырьевой модели.
А почему с ФИИР не слишком получается? Потому что эта программа, фактически нацеленная на противоход вывозной экономике, упакована в ту же внешне ориентированную модель, исключающую стратегическое национальное планирование, инвестирование и кредитование.
А как появился “Нурлы жол”? Как ответ на исчерпание надежд на посткризисное восстановление и на проявившиеся еще в 2013 году сокращение ВВП, дефицит платежного баланса, недостаток зарубежных инвестиций и займов.
“Нурлы жол” - это принципиальнейший поворот государственной политики, причем благодаря не только началу использования накоплений Национального фонда, но и совершенно иной схеме завода валютных запасов во внутреннюю экономику. Если раньше весь профицит внешнего платежного баланса, транслируемый в дополнительные тенге, попадал во внутреннюю экономику исключительно через сырьевых экспортеров, то “Светлый путь” проложил иную дорогу: деньги заводит государство, и оно же направляет их, куда считает нужным.
Сложите ФИИР и “Нурлы жол” - и получится целенаправленный путь к реальной индустриализации и снимающему валютный дефицит импортозамещению, как и к обществу всеобщего труда, кстати.
Но делать это надо всерьез, начиная с целевого финансирования через выделенные банковские структуры, и вовсе не на нынешней коммерческой основе.
И, разумеется, на основе не плавающего относительно валюты внешнеэкономической деятельности курса национальной валюты.
Как же этого добиться?
Этот вопрос, совершенно неподъемный для нынешних руководителей Нацбанка и правительства, тоже имеет достаточно очевидное решение. На основе того же противохода - если рынок гнет нас в сторону зависимости от стоимости нефти и слабого тенге, то понятно, куда должно гнуть ориентированное на национальное развитие правительство.
Для начала нужно прекратить ослаблять тенге, а лучше бы его слегка укрепить. Уже один этот шаг позволит не только снизить утечку валюты из страны, но и увеличить ее приток. Кто скажет, что это плохо?

Вместо P. S. Национальная палата предпринимателей (НПП) “Атамекен” готова в меру своих возможностей участвовать в стабилизации курса тенге. Об этом на встрече с дирекцией и членами регионального совета палаты заявил председатель президиума НПП Тимур КУЛИБАЕВ.
- Ситуация, происходящая с обменным курсом национальной валюты, происходит не из-за решений конкретных людей... Это процессы, не зависящие от нас, мы не можем на них повлиять. Мы не можем тратить средства Национального фонда для искусственного поддержания курса нацвалюты. Если ситуация останется прежней, страна может лишиться своих резервов за три года. Но в то же время мы понимаем, что волатильность тенге не может быть такой высокой, какой она представлена сейчас... Вопросы стабилизации курса тенге и ликвидности мы будем обсуждать на самом высоком уровне, с Национальным банком и банками второго уровня, - сказал, в частности, г-н Кулибаев.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть