2922

Язык мой - друг мой

Куда нас доведет язык - сегодня рассуж­дает едва ли не добрая половина казах­станцев: от блогеров до парламентариев и министров. Как поступить, чтобы жители республики с младых ногтей знали государственный, русский и английский языки? Ответ будут искать в Восточном Казахстане. Именно на востоке страны стартовал пилотный проект по внедрению трехъязычия в школах. А значит, по прошествии трех лет вся республика будет учиться на пробах и ошибках ВКО. 

О развитии трехъязычия в стране президент республики Нурсултан НАЗАРБАЕВ говорил неоднократно. Задача вроде бы простая: чтобы в школах на высоком уровне преподавали казахский, русский и английский языки - дабы после окончания альма-матер каждый ученик мог сносно на них изъясняться. В прошлом году после очередного выступления главы государства в Министерстве образования предложили кардинальные перемены в преподавании языков - в 2018 году изучать часть предметов в школах на русском, казахском и английском. Причем не только языковых дисциплин. Да только для начала стоило узнать: почему почти за четверть века преподавания мы не особенно продвинулись в изучении родной и иностранной речи? А главное - как быть дальше? Ответить на эти вопросы предполагалось весьма оперативно. При этом опираясь на конкретные данные. Изучить “трудности перевода” в отдельно взятой области предложил аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ.
- Мы тратим огромные средства на содержание школ, на покупку учебников, а нужного эффекта не получаем, - высказался Даниал Кенжетаевич. И предложил тщательно изу­чить проблему в ВКО.
Уже в феврале этого года Министерство образования официально объявило восток страны экспериментальной площадкой для будущей программы полиязычия. Чтобы потом вся страна, что называется, смотрела и училась.
В областной администрации подробно рассказали, какой акцент появится у языковой проблемы.
- В августе 2015 года мы провели исследование и выяснили, что в ВКО доля населения, владеющая госязыком, составляет 76,1 процента, русским - 90,2, а английским - 3,2 процента, - рассказал “Времени” замес­титель акима области Жаксылык ОМАР (на снимке). - Средний балл по языковым дисциплинам на ЕНТ у выпускников в прошлом году составил 16-18, то есть в общем и целом хорошо. Но давайте будем честны, эти цифры далеки от реальности. Те же тесты нацелены в лучшем случае на проверку знаний по лексике и грамматике, но спроси у кого-нибудь из выпускников что-нибудь на казахском или английском, и они едва ли смогут поддержать беседу. То есть главная задача - уметь говорить на языке, пусть с ошибками - совершенно не выполняется.
- Причину проблемы уже установили?
- Она на поверхности - недостаточный уровень знаний и умений самих педагогов, а также отсутствие эффективной методики. Мы не склонны во всем обвинять исключительно учителей - система преподавания сложилась давно, и неправильно было бы всю ответственность перекладывать исключительно на преподавателей. Но проблемы есть, и о них нельзя молчать. Тем не менее была проведена специальная проверка. Так, к примеру, педагоги, преподающие казахский язык в русских школах, порой владеют госязыком на элементарном уровне. Неудовлетворительные результаты показали около 30 процентов почти из тысячи учителей. Примечательно, что профессионально казахским языком никто не владеет! Еще более печальная ситуация с анг­лийским языком - среди 1150 преподавателей в школах области неудовлетворительные результаты показали больше половины! Немного лучше обстоит преподавание русского языка в школах с госязыком обучения - не­удовлетворительные результаты показали около 10 процентов учителей более чем из 800 тестируемых. Вывод очевиден: необходимо повысить уровень знаний наших педагогов.
- Как предполагается изменить ситуацию?
- Мы создали региональную программу развития трехъязычия. По инициативе главы региона именно наша область станет пилотной. Основная задача - обучать обучаю­щих. Все 2900 учителей казахского, русского, анг­лийского языков будут проходить специальную подготовку. Причем не пару дней, не неделю, а два месяца. Будут разработаны новые учебно-методические пособия: мы консультируемся с национальными институтами Казахстана. Велась совместная работа с Назарбаев Интеллектуальными школами, мы выбирали наиболее прогрессивные и удобные учебники. Главная задача, чтобы во всех школах было единое методическое пособие, что называется, одна программа - один учебник. К примеру, для всех школ области будут приобретены единые пособия по английскому языку издательства Cambridge University Press. Мы приглашаем носителей языка, чтобы они обучили всех наших учителей английского кембриджской методике преподавания. В течение месяца зарубежные специалисты будут проводить мастер-классы с последую­щим присвоением сертификата международного образца. Аналогичным образом изменится подход и в преподавании русского в казахских школах и казахского в русских храмах знаний.
- Если говорить конкретно, как изменится преподавание в школах ВКО с сентября этого года?
- Во-первых, появятся новые единые учебники по языкам. Во-вторых, отныне новая методика преподавания будет нацелена на то, чтобы по окончании одиннадцати классов школьники говорили на языке, а не зубрили все это время правила. Как преподают в частных языковых школах, на курсах? Много общения на неродном языке, с ошибками, с неточностями, а в конце - закрепление грамматики и словарного запаса. А в наших школах все наоборот - зубрежка, правила и очень мало общения. От этой модели будем отказываться.
В-третьих, количество часов на изучение языков увеличится. В будущем даже неязыковые дисциплины вроде информатики, биологии, математики будут также преподаваться на трех языках.
- Здесь возникает сразу два вопроса: у учеников и без того масса предметов в течение дня, а тут еще увеличится число уроков по языкам. Не многовато ли? А также как школьники, которые еще вчера откровенно “казакша билмеймын”, сегодня будут учить на госязыке историю Казахстана? Готовы ли?
- Увеличивать количество часов на изучение английского и русского языков предполагается за счет дополнительного компонента. То есть часть необязательных предметов отойдет в сторону - их заменят языки. Общее число уроков в течение дня останется прежним. Что касается интегрирования предметов, таких как информатика, математика, физика, оно будет производиться постепенно. Не будет такого, что завтра весь урок для неподготовленных учеников будет вестись, к примеру, на английском. Сначала нужно подготовить самих педагогов, особенно по профильным дисциплинам.
- Каких результатов планируется добиться?
- Чтобы школьники успешно говорили на трех языках! На самом деле, в новом проекте предусмотрено внедрение программы по следующей схеме: 50 процентов учебных дисциплин должны преподаваться на родном языке учеников, 20 процентов - на втором языке (русский или казахский) и 30 процентов - на английском. Поэтому в большей степени вопрос упирается не в самих учеников, а скорее в учителей, готовых преподавать на новых языках. Будем организовывать летние школы, специальные курсы для педагогов. А чтобы выяснить, каких результатов удастся добиться, будем проводить специальные тестирования, экзамены, смотреть на число участников олимпиад и, разумеется, проверять уровень компетентности учителей. А в случае их эффективной работы поощрять материально. В конце концов, наш опыт важен для всей страны, от успешности нашей работы зависит, насколько быстро подобную программу смогут принять в 2018 году во всей республике.

Евгений ФОМИНЫХ, фото предоставлено пресс-службой акима ВКО, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее