2142

Банкиры и их “коммандос”

Мажилисмен Мухтар ТИНИКЕЕВ в очередной раз обвинил казахстанские банки в лоббировании законопроекта о коллекторской деятельности. Такое мнение депутат высказал вчера на правительственном часе в нижней палате с участием министра юстиции Берика ИМАШЕВА.
Министр прибыл в парламент, чтобы рассказать, в каком состоянии сегодня находится институт частного судебного исполнения. Депутаты отметили, что судебные исполнители, как и коллекторы, занимаются взысканием долгов. Так в чем же их отличие?
- Коллектор не наделен никакими властными полномочиями. Понимая это, коллекторы производят незаконные действия, например психологическое давление, вплоть до преступных действий. А частные судебные исполнители являются субъектами четко отлаженного механизма гражданско-процессуального законодательства. Их права и обязанности четко расписаны, - подчеркнул глава Минюста.
Мухтар Тиникеев, подхватив мнение министра, заявил, что коллекторские службы - “карманные службы банков”, а частное судебное исполнение - “законный институт”.
- Коллекторские службы у нас не нужны ни юридическим лицам, ни гражданам. Они нужны самим банкирам. Поэтому этот законопроект был пролоббирован банками! - выпалил депутат. - Коллекторы, которые действуют в интересах банкиров, в тяжелых ситуациях обращаются к судисполнителям, и получается так, что человек должен банку, коллектору и частному судисполнителю!
В законопроекте о коллекторской службе, продолжил Тиникеев, прописано, что вознаграждение коллекторов составляет 50 процентов от суммы долга, а у частных судебных исполнителей - от 3 до 25 процентов, и с возрастанием суммы долга процент уменьшается. А у коллекторов ставка вознаграждения строго фиксированная.
- Поэтому в целях эффективности работы необходимо поддержать на данном этапе эту службу (частных судисполнителей. - Л. Т.). Общий долг (в судисполнительном производстве. - Л. Т.) - около триллиона тенге по стране, если я не ошибаюсь. Кто-то должен этим заниматься, - высказался Мухтар Тиникеев.
Берик Имашев в свою очередь добавил, что деятельность частных судебных исполнителей полностью контролируется государством.
- Иногда мы ставим вопрос и о возбуждении уголовного дела. Буквально пару недель назад была публикация в газете “Время”, что на женщину один судебный исполнитель наложил арест. Несмотря на то что она платила алименты, был наложен запрет на выезд из страны. Там были какие-то неслужебные отношения с ее мужем. Мы, разумеется, посмотрели. Там явное нарушение. Никаких оснований для наложения такого запрета не было. Поэтому мы передали дело в Национальное бюро по борьбе с коррупцией для возбуждения уголовного дела и ждем результатов расследования, - сообщил Берик Имашев.
По словам мажилисмена Нурлана АБДИРОВА, в первом квартале 2016 года в суды поступило 1803 заявления от граждан об оспаривании действий судебных исполнителей. Многие из них, заметил депутат, запрещают выезд из страны гражданам, которые уже погасили свои долги.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть