3127

Назарбаев и революция

“Сегодня все говорят о переходе к четвертой промышленной революции - так эту революцию надо вместе осуществлять в индустриально-промышленной области совместно с Россией!” - сказал президент Казахстана в интервью телеканалу “Россия 24”. Если по самой сути, то четвертая промреволюция - это соединение виртуального и индустриального производства. Странным будет, если кто-то выступит против нее! Весь вопрос в том, КАК ее осуществить.

Предыдущие шесть тысяч лет человечество потратило на то, чтобы оторвать свое материальное обеспечение от матушки-природы - одного, максимум двух урожаев в год и одного-двух приплодов скота. Последние два века принесли нам три промышленные революции, на волне которых подавляющая часть производимого уже не зависит от плодородия земли, а передовые экономики стали именоваться постиндустриальными.
Но хотя наши дети уже почти целиком живут в своих смарт­фонах, полностью в Интернет человечество не переселится, пить-есть и пользоваться массой материальных предметов мы не перестанем. А значит, индустриальное производство никто не отменял - речь лишь о том, чтобы металлургия, машиностроение, сельское хозяйство и все-все прочее стало не просто механизированным и автоматизированным, но и полностью вплетенным в мировую интернет-паутину. Посредством которой, например, промышленные роботы сами будут выбирать, как, из чего и для кого производить свои изделия.
Применительно к нам все это кажется совершеннейшей фантастикой, мы ведь и над собственной программой ФИИР - чего уж там скрывать - втихаря посмеиваемся. В самом деле, если после разрезания ленточки какой-нибудь завод железобетонных изделий или откормочная площадка и заработает, все равно это в лучшем случае попытка догнать третью промышленную революцию.
Тем не менее пусть не по IT-части, но достаточно многое для участия в четвертой промышленной революции у нас имеется. Чего же не хватает, почему не получается?
Первое. Не хватает индустрии производства и воспроизводства знания. То есть науки, фундаментальной и прикладной, которая новое знание мирового качества непрерывно производит. И системы образования, от дошкольного до университетского, которая это знание распространяет и воспроизводит в подрастающих поколениях.
И тут - внимание! - мы, Казахстан, должны быть внутри такой системы. То есть не только покупать образование где-нибудь за границей по “Болашаку” или за деньги родителей (оно, конечно же, лишним не будет), а - прежде всего! - получать его на том же самом пространстве, которое претендует быть участником четвертой промышленной революции. А не быть покупателем новых технологий и университетских дипломов в обмен на нефть, уран, цветные металлы или, например, пахотные земли и чистую воду.
Второе. Необходима система инвестирования - тоже именно внутренняя. Причем инвестирования всего: и науки, и массового качественного образования, и современных производств.
Из чего вытекает потребность не просто в собственной, внутренней, базе для такого инвестирования, но и важен принципиальный отказ от инвестирования внешнего. Потому что, извините, мир суров, и всякий внешний инвестор вкладывается вовсе не из соображений благотворительности, а для извлечения собственной выгоды.
Границы для пересечения товаров, людей и капиталов, да, должны быть открыты, а лучше бы этих барьеров не было вовсе. И тем более мы должны быть открыты виртуально: глобальная информация, разноголосица мнений, обмен идеями - без этого не может быть современного общества. Но, повторим, знания и инвестиции необходимо производить самим. Покупая их, всегда будешь даже не догоняющей - просто отсталой страной, территорией колониальной эксплуатации природных ресурсов и местного населения.
Понятное дело, самостоятельно Казахстану четвертую пром­революцию никак не осилить, но можно вписаться в нее, и единственный шанс - стать частью такого целого, которому это по силам. Намек, разумеется, на Россию, хотя в данный момент и сам намек исключительно виртуальный. Дело-то в том, что большой северный сосед сам в нашем положении - тоже далеко несамостоятелен (мягко говоря) в двух решающих ипостасях: науке-образовании и национальном инвестировании.
Но пойдем от обратного. Может ли Казахстан реализовать “Путь в Европу” - стать органичной частью европейского научно-образовательного и инвестиционного пространства? А такого же китайского? На оба вопроса ответ очевиден: туда нам пути нет независимо от нашего желания или нежелания.
А может ли Россия вместе с союзниками по Евразийскому экономическому союзу встряхнуться и вписаться в четвертую промышленную? На это, по крайней мере, нет запрета. А если честно - другого пути в благополучное будущее у Евразии и нет. Значит, и у нас тоже.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть