1695

Производительность без производства,

или Зачем гнаться за лидерами из закрытого клуба

Далеко вперед смотрит новый министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕКОВ: к 2025 году Казахстан намерен сократить отставание от стран ОЭСР по производительности до 32 процентов. Об этом он сообщил в ходе совещания об итогах индустриализации за первое полугодие в Астане.

“По итогам 2015 года мы отставали в производительности на 60 процентов, к 2020 году отставание сократится на 6 процентов, но это с учетом того, что страны ОЭСР тоже постоянно растут. К 2025 году ставим задачу сократить отставание до 32 процентов”, - вот такая детализация поэтапной погони за мировыми лидерами. Лидерами, потому что Организация экономического сотрудничества и развития - это фактически закрытый клуб действительно развитых стран, членство в котором для “развивающихся” вроде нас не предусмотрено. А предусмотрено слушать рекомендации и копировать поведение.
Что же касается выбора для подтягивания к лидерам такого показателя, как производительность труда, в этом есть нечто от знаменитой средней температуры по больнице, да еще вместе с анализами мочи и крови в одной посуде. Ведь сравнивать можно конкретные производства, отрасли, но никак не структурно разные экономики в целом.
Впрочем, использовать показатель производительности труда для замера текущего состояния и тенденций в отдельной экономике очень даже можно, это просто и показательно. Так попробуем же измерить таким “градусником” результаты деятельности нашего собственного Министерства по инвестициям и развитию начиная с 2009 года - запуска Программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Посмотрите на график № 1.
Для его построения (как и для графиков № 2 и 3) мы не стали блуждать в министерской отчетности, а элементарно взяли общие данные Статкомитета. И по ним, извините, производительность труда в Казахстане как-то сильно не растет. А в последние годы даже снижается, в долларах - так очень даже заметно.
А графики № 2 и 3 мы построили в поисках ответа на вопрос: что такое происходит с нашей производительностью? Взяли для анализа самые показательные секторы экономики: горнодобывающую промышленность (в нее входит и нефтянка), обрабатывающую, само собой, многострадальное сельское хозяйство, отнюдь не многострадальные финансы, ну и собственно государство - аппарат управления и обороны. Сравнили их по инвестициям и занятости - картинки получились обратно симметричные и многое объясняющие.
По инвестициям несопоставимый лидер - пресловутый вывоз сырья вкупе с геологоразведкой. Прочее далеко под ним - это и есть реальная цена разговорам об индустриальном приоритете. Государство, прошу заметить, тоже крупно вкладывалось в себя, но в последние три года резко сбросило инвестирование - с деньгами плохо. Собственно, инвестирование идет на спад во всех отраслях - на графике видно.
И, наконец, график № 3: зеркально обратная инвестированию картина занятости - сырьевой сектор, поглощающий львиную долю вложений, создает в экономике менее всего рабочих мест. Сельское же хозяйство, лидер по численности занятых, по инвестициям на самом дне.
При этом, что радует - численность безработных и самозанятых неуклонно снижается. Как и чис­ленность официально занятых в сельском хозяйстве - здесь вряд ли стоит радоваться. В остальном же не слишком оптимистическая структура занятости к улучшению не продвигается.
И общий вывод: от разговоров про индустриализацию и до нее самой дистанция сохраняется.

Пётр СВОИК, графики Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее