1548

Смогут ли акимы принять туристов?

Байконур vs Канаверал

До проведения выставки EXPO-2017 осталось меньше года. В Астане, где, собственно,  и будет проводиться выставка, вовсю идут строительные работы, разрабатывается программа проведения выставки, утрясаются организационные моменты. Очень много времени пропало впустую из-за чиновников, перепутавших свой карман с государственным и решивших улучшить свое материальное положение, так сказать, под шумок. Но они свое получили. Хотя, с другой стороны, никакой тюремный срок не сможет исправить тот ущерб реноме Казахстана, который нанесли эти псевдопатриоты. И при этом нет никаких гарантий, что их “подвиг” никто более не повторит…

Для того чтобы понять, что такое EXPO и какие потенциальные возможности таит в себе эта выставка, не надо быть семи пядей во лбу. Достаточно просто логически поразмыслить.
В 1855 году выставку в Париже посетили 5 миллионов человек. На EXPO-1985 в японский город Цукуба приехали более 20,3 млн. человек. Последняя Всемирная выставка в Милане в 2015 году также собрала свыше 20 миллионов посетителей. В Астану, по предварительным подсчетам, должно приехать не менее 2 миллионов человек. Но, исходя из опыта проведения предыдущих выставок, эта цифра кажется значительно заниженной.
И тем не менее давайте представим, куда приедут эти люди. Естественно, на саму выставку. Но ведь не только. По­ехали бы вы, живя где-нибудь в Европе, в Казахстан, только ради экспонатов EXPO? Думается, что нет. Одной только выставкой туристический голод не утолить. А значит, наши гости посетят другие города и веси нашей республики. Вот здесь-то и кроется самый большой риск, именуемый чиновничьим равнодушием, о котором мы упоминали в самом начале.
Да, безусловно, Казахстан - далеко не Европа. С достопримечательностями дела у нас обстоят не лучшим образом. Но, главное, они есть. А значит, акимам областей, городов и районов надо собрать всю свою организаторскую волю в кулак и подготовиться к приему гостей. И чтобы все - на высшем уровне. И никаких потемкинских деревень. Насколько это осуществимо? На наш взгляд, мы вряд ли справимся с этой задачей, поскольку акимы на местах не понимают всего потенциала EXPO и выполняют приказы сверху потому, что надо, а не потому, что это сулит хорошие дивиденды развития.
Возьмем, к примеру, Кызылординскую область. Что могут предложить власти региона потенциальным туристам EXPO? Готовы ли они к приему дорогих гостей, которые не только станут источником дополнительного дохода в местный бюджет, но и помогут вывести туристическую отрасль Казахстана на новый уровень?
“Для работы на выставке (волонтерами) был проведен отбор студентов вузов, колледжей, владеющих иностранными языками, - рассказал о ходе подготовки к приему интуристов замначальника кызылординского областного управления предпринимательства и туризма Азамат ДОСЖАНОВ. - Планируется провести фестиваль ремесленников, по его итогам будет создан альбом о них на трех языках: государственном, русском и английском. Заключены меморандумы о сотрудничестве между Национальной компанией “Астана ЭКСПО-2017” и туркомпаниями области, а также между нашими местными туркомпаниями и гостиницами подписаны соглашения о сотрудничестве. Это для предоставления скидок при посещении региона гостями выставки”.
Фестиваль, ремесленники, альбом, скидки… Так и хочется спросить у властей Кызылординской области: это все, на что вы способны? Неужели нет никаких идей, неужели в ваших рядах нет энтузиастов, которые готовы ради родины свернуть горы?
“Мы не Эмираты, не Турция, - комментирует председатель туристской Ассоциации Кызылординской области Жандос МУБАРАК. - Но можно создать турпакеты”.
Турпакеты… Как будто речь идет о проведении не EXPO, а какого-нибудь фестиваля кумыса или какого-нибудь другого мероприятия областного значения.
Видимо, поэтому власти Кызылординской области и сделали ставку в упомянутых турпакетах на шесть объектов: мемориальный комплекс Коркыта в Кармакшинском районе области, ракетно-космический комплекс “Байконур”, древнее городище Сыганак, саму Кызыл­орду, Кокаральскую плотину и курортное озеро Камбаш. Сильно, не правда ли? Даже мы, казахстанцы, о некоторых местах из этого списка слышим впервые...
Но ведь есть космодром Байконур. Именно он должен стать магнитом притяжения туристического потока с EXPO. Ведь это легендарное место: здесь началось освоение космоса, отсюда был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, отсюда же полетел в космос первый человек - Юрий ГАГАРИН.
Но, судя по всему, во время проведения EXPO Байконур будет представлять из себя унылое зрелище - впрочем, как и всегда в те дни, когда здесь нет запусков космических аппаратов. Стартовая площадка для обывателя, не обремененного увлечением космонавтикой, - это груда металла. Нечто монументальное и некрасивое.
А ведь те же практичные американцы давно уже научились делать деньги на космодроме не только в космосе, но и на земле. За примером далеко ходить не надо. Есть в США известное место запуска космических ракет и аппаратов - мыс Канаверал, о котором у нас знает практически любой, кто хоть раз посмотрел несколько голливудских научно-фантастических фильмов. Но мыс Канаверал не только герой кино, но и один из крупнейших аккумуляторов туристических потоков. Посмотреть на космический центр ежегодно приезжает более 3 миллионов человек. Базовый билет стоит 38 долларов. Если заплатить 59 долларов, то можно не только проехаться по центру на автобусе, но и попасть на борт космического челнока. А если накинуть сверху еще двадцатку, то можно отобедать с действующим астронавтом. Даже если считать по минимуму - ежегодно космический центр зарабатывает на туристах 114 миллионов долларов. Для сравнения: общий бюджет Кызыл­ординской области на текущий год составляет 543 миллиона долларов. То есть было бы желание - и власти региона только на космодроме Байконур мог­ли бы формировать одну пятую всего областного бюджета. Но вместо этого фестиваль ремесленников да альбом на трех языках.
Примечательно и то, что на сайтах бронирования, которые популярны у туристов, про мыс Канаверал есть обширнейшая информация. А вот о космодроме Байконур - увы. На том же сайте booking.com единственный результат, выдаваемый по запросу “Байконур” - станция метро в Алматы.
Вот и получается, что до EXPO осталось меньше года, а в стране, кроме самой строительной площадки будущей выставки да нашей столицы, конь не валялся. И вряд ли поваляется. Ведь для чиновников, особенно в регионах, главный принцип - день простоять да ночь продержаться. Пережить выставку, а потом слезно покаяться: мол, недоглядели: в первый раз же, а потому, значит, простительно. А что касается имиджа... Имидж, как известно, дело наживное. И слово “наживное” здесь играет ключевую роль.

Григорий ГАРАНИН, фото Ольги ДАВЫДОВОЙ, Алматы - Кызылорда

Поделиться
Класснуть