2463

Нацфонд для поддержки штанов,

или Что будет, когда он закончится

Первый заместитель премьер-министра Бакытжан САГИНТАЕВ провел селекторное совещание по поводу отставания использования средств Национального фонда. За первое полугодие освоено только 37% от годового плана, особенно отстали Алматы, Алматинская и Южно-Казахстанская области. Даны соответствующие поручения, это уж как положено, но мы несколько о другом. А именно - о самом факте все большего расходования запасов того самого фонда будущих поколений, неприкосновенность которого в прежние годы даже не обсуждалась.

Теперь же ситуация такова: доходная часть республиканского бюджета на этот год утверждена величиной 6490 млрд. тенге, а вот налоговые поступления всего 3349 млрд. - едва больше половины. Недостаток восполняется трансфертами - в основном из того самого Национального фонда. А именно: гарантированный транс­ферт 2300 млрд. и целевой - еще 461 млрд. тенге, итого 2761 млрд. - лишь чуть меньше половины всей доходной части.
Что показательно: в самом бюджете утвержден и объем поступлений, направляемых в Национальный фонд - его собственная доходная часть, так сказать. Так вот, это 1633 млрд. тенге - на триллион с лишним меньше, чем трансферты из него.
Получается, что Национальный фонд из былого накопительного переведен не просто в расходный, а в активно расходный режим. Впрочем, если мы посмотрим регулярную отчетность Минфина, то обнаружим, что приход по-прежнему превышает расход и общие запасы весьма бойко растут за счет совершенно невероятных инвестиционных доходов. Где их берет министерство - разговор отдельный, главное же в том, что прежний основной источник пополнения - налоги от организаций нефтяного сектора - резко иссякает. Так, если в 2013 году от “нефтянки” поступило 3992 млрд. тенге ($26,2 млрд. по курсу), то в 2014-м только 3467 млрд. ($19,3 млрд.), в прошлом 2015 году лишь 1613 млрд. ($7,3 млрд.), а в этом году по состоянию на первое июля поступило всего 588 млрд. тенге ($1,7 млрд.).
Позволим себе допущение, что вторая половина нынешнего года даст те же результаты, что и закончившаяся первая, и построим очень показательный график о прошлом и немножко о будущем Нацфонда.
Как видим, в истории Национального фонда расход слегка и ненадолго превышал пополнение только один раз - в кризисном 2009-м. А вот в нынешний кризис расход уже стабильно выше поступлений от неф­тяного сектора. При том, что и то и другое идет на спад. 
Впрочем, если даже вообразить, что пополнения Национального фонда вообще не будет, его запасов при нынешних темпах расходования хватит, как минимум, еще на 8 лет - есть время осмыс­лить ситуацию принципиально.
А она, ситуация, состоит из двух несостыкованных половинок. Первая половинка - из того уходящего прошлого, в котором родилась сама идеология, а за ней технология Национального фонда для откладывания не реализуемых в национальной экономике излишков экспортной валютной выручки. Технологически эти излишки возвращаются фактически покупателям нашего же сырья, кредитуя их. Идеология же строится на том, что сырьевого экспорта и инфраструктуры дистрибуции импортируемых товаров для Казахстана достаточно. Всякие же индустриализации - от лукавого, местная рентабельность по объективным причинам заведомо хуже и конкуренции с иностранными производителями не выдерживает. Все, что мировому рынку от нас нужно, он инвестирует сам, тратить же валютный “запас будущего” запрещено.
Эту идеологически-технологическую основу придаточности нашей экономики сейчас тес­нит принци­пиально иной вызов - необходимость ухода от сырьевой зависимости и индустриально-инновационной модернизации. Собственно, началось это еще в посткризисном 2009-м с запуска программы ФИИР. Однако плюрализм мыслей в одной голове - это шизофрения. У нас же правительство упорно совмещает несовмес­тимое. С одной стороны, кабмин прямо-таки молится на чудодейственную силу рынка - занимается дерегулированием экономики, уводит государство из предпринимательства, отдает на приватизацию госактивы. С другой стороны, выступает все более ключевым распределителем ресурсов - почти половина бюджета и инвестиционных программ формируется уже не внутренними налогоплательщиками, а валютными трансфертами из Нацфонда!
И так действительно можно доиграться - спустить ресурсы Нацфонда просто на поддержку штанов, на затыкание прорех выдыхающейся экономики, так и не создав новой.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть