3759

Золотые грёзы

Рецепт от Данияра Акишева: пей слабительное - и не кашляй!

Оценить социальную ситуацию, найти выход, вывести экономику из кризиса, не допустить снижения благосостояния казахстанцев - так глава государства обозначил повестку расширенного заседания правительства 9 сентября.

Собственно, ровно те же задачи стояли и год назад. Мы помним, как глава правительства обещал презентовать новую антикризисную политику, но как-то не сложилось...
И вот теперь негромкая замена премьера (специально вынесенная за скобки совещания, чтобы не нервировать его участников ожиданиями персональных разносов) дала возможность сосредоточиться на так или иначе наработанных мерах и направлениях выхода. Посмотрим на них слегка скептическим взором.
То, что экспортно-сырьевая модель выдохлась и надежд на нее нет, - это негласно подразумевалось, и это правильно. Основное намеченное направление все равно экспорт, но уже переработанной продукции, это тоже правильно. Хотя очень и очень тяжело - тут и необходимость где-то найти громадные средства, и откуда-то привлечь отсутствующие технологии, и способность растолкать локтями собственные ниши на мировом рынке для уже несырьевых поставок.
Конечно, алеет заря, и захватывающий дух прорыв ожидается в восточном направлении. Уже появлявшиеся в СМИ анонсы о переносе в Казахстан сельскохозяйственных, металлургических и других перерабатывающих производств из Китая нашли свое подтверждение и на совещании. 51 казахстанско-китайский проект в следующие четыре года - этого может оказаться достаточно для преобразования казахстанского социально-экономического ландшафта со всеми вытекающими последствиями. Но пока до нас доведены только количество объектов и суммарные миллиарды инвестиций - информации не то что для выводов, даже для размышлений недостаточно.
Возвращаясь же к нашим баранам, отмечу, что акцент на развитие именно сельскохозяйственного производства и экспорта тоже очень правилен. Как правильна и поставленная задача возрождения сельской кооперации. С той лишь оговоркой, что в советские времена торгово-посреднический “Казпотребсоюз” действовал параллельно с колхозно-совхозной производственной кооперацией, дополняя ее. Сейчас же собирать мясо-молоко-овощи с раздробленных крестьянских подворий будет тоже небесполезно, но крупнотоварное производство это не создаст и его отсутствия не восполнит. Что ж, посмотрим, хватит ли у Минсельхоза, обязанного до конца года подготовить государственную программу развития АПК, духу хотя бы заикнуться о новой коллективизации на селе.
Но, по большому счету, все - какое направление ни возьми - упирается в деньги. Которых, как ни крути, нет. В смысле - нет того нормального финансирования-инвестирования, когда выделенные или занятые средства не разденут еще в процессе создания производства и не задушат запущенный объект процентной удавкой или отсасыванием дохода на инвестиции.
Вот, например, на стимулирование предпринимательской активности в 2016 году уже выделено из бюджета, Нацфонда и ЕНПФ 575 млрд. тенге. Плюс до конца года планируется привлечь кредитные линии от Азиатского банка развития и Европейского инвестиционного банка, еще Т156,4 млрд., которые пойдут на поддержку и развитие бизнеса - это тоже озвучено на совещании.
Но как в двух словах прикажете назвать все такие способы финансирования экономики? Правильно, суррогаты! В войну чай заваривали на морковке, а в хлеб подмешивали лебеду, но сейчас-то время мирное. Почему же родной Нацбанк устроил стране кредитный голодомор? Про использование пенсионных накоплений уже помолчим, но почему приходится брать иностранные кредиты? Ответ: потому что они дешевле местных!
А знаете, на что уходит существенная часть всех обозначенных средств? На компенсацию местных заоблачных процентов!
И какие же меры выхода из этого, по сути, основного национального кредитно-финансового кризиса разрабатывает со своей стороны наш Национальный банк?
Он предлагает казахстанцам вкладывать не в доллары, а в золото! Совет просто “бесценный” - ни производительной экономики, ни большинства в ней участвующих он не касается и вообще уводит в сторону. Похвально, конечно, что рулевой регулятора Данияр Акишев (на снимке) усвоил старинный рецепт: радикальное средство от кашля - слабительное. Но его (Акишева) задача не в том, чтобы уводить и омертвлять нужные производству деньги, а в том, чтобы их извлечь и направить на развитие.
В сторону уводит и учреждение безотзывных депозитов, на которые будет начисляться повышенный процент - якобы для создания “длинных” кредитных ресурсов. Однако чем дороже депозит, тем дороже и кредит, то есть петля только затягивается...
Все это лишний раз подтверждает: кризис начинается в головах. И мы даже догадываемся - в каких…

Пётр СВОИК,фото с сайтов 365info.kz и usnews.com, Алматы

Поделиться
Класснуть