2381

Инвентаризация по-живому,

или Как оторвать от зубов присоски

На расширенном заседании правительства 9 сентября президент среди прочего поручил провести повторную инвентаризацию подведомственных учреждений центральных государственных органов с целью передачи в конкурентную среду или в местные органы.

“В настоящее время при 11 министерствах действует 371 подведомственная организация! Вам самим удобно так заниматься? Держитесь зубами за них. Отдать в рыночное поле! Пусть работают!” - за­явил глава государства.
Действительно, это какую же массу остродефицитных бюджетных средств может сэкономить правительство, избавившись от такой массы нахлебников! Но почему в таком случае министры держатся зубами за такую обузу, почему поручение об инвентаризации и передаче в конкурент­ную среду главе государства приходится давать повторно?
Здесь вопрос непростой: сэкономив на прямом финансировании подведомственных организаций, министерствам придется тратить соответственную кучу денег на закуп тех же услуг на рынке, и не факт, что они станут дешевле. Зато факт, что закупать их придется фактически у тех же самых бывших подопечных. Причем не факт, что услуги эти на рынке останутся, а не вымрут в той самой конкурентной среде, в которую их так неосторожно переместят.
Чтобы было понятнее, поясним на примерах.
Есть, допустим, при Министерстве национальной экономики Институт экономических исследований, о котором немногие слышали. В самом деле: отмечался ли ИЭИ какими-нибудь антикризисными идеями, прорывными публикациями, знает ли страна поименно хоть кого-то из работающих там экономических исследователей? С этим туго, зато правительству без такого помощника не прожить. Министерский аппарат устроен просто: это вечная текучка. Кто помладше занят бесконечными справками и отчетами, кто постарше - не вылезает из нескончаемых совещаний. Думать некогда, эта функция отдана на откуп приминистерским, так сказать, ученым.
Программы ФИИР и территориально-пространственного развития, карты индустриализации, экспертизы отраслевых программ, мониторинг экономических процессов, методика управления процессами инвестиционными, наполнение Астанинского экономического форума… и многое другое - это творчество института.
Тексты, если в них заглянуть, действительно сильно похожи на научные, в них много совершенно правильных рассуждений, описаний мирового опыта, с конкретикой только слабовато. На рынке такую продукцию, пожалуй, мало кто купит. А вот сразу нескольким правительственным ведомствам без нее не жить!
Программы слабоваты? Да, ну так ведь и исполнение этих программ не сильнее, здесь все в соответствии, гармония, так сказать.
Другой пример - Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ, появившийся на волне правительственной программы развития ЖКХ до 2020 года. Тоже солидная организация, и тоже выполняющая обслуживающую роль при министерском процессе. Предполагалось что-то сделать с неработоспособными КСК - так и предполагается, собирались перевести городские многоэтажки на подомовой приборный учет - имеем бег на месте, планировали провести кап­ремонты и термомодернизацию жилого фонда - кое-где обновлены фасады и кровли.
Организация с такой эффективностью на рынке давно бы пошла ко дну, в нашей же схеме - вполне на плаву.
Не подумайте, что все дело в низком классе всех таких подведомственных организаций - класс как раз соответствующий. Провести жесткую инвентаризацию и избавиться хотя бы от половины, конечно, можно. Но тогда не только правительство, а вся национальная инфраструктура потеряет соответствующую часть общего потенциала, и тысячам далеко не самых слабых специалистов придется искать иное пропитание.
Немудрено, что министры действительно держатся зубами за таких подшефных, да и они не спешат на рыночную волю - тянутся к государству всеми своими… присосками.
Поэтому хорошо бы заказать тому самому ИЭИ, уж коль он попался нам на язык, строго научное исследование: каким все же подведомственным учреждениям полагается существовать при центральных и местных органах власти, а каким - выживать самостоятельно.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть