2223

С тендерным размахом

 

Госзакупки как становой хребет экономики

В номере за 13 октября (“Со столичным размахом”) газета “Время” рассказала, с каким размахом аэропорт Астаны тратит деньги на закуп необходимых ему товаров и услуг - прямо поперек тендерному законодательству.

И здесь впору напомнить крупный замах депутата мажилиса Азата ПЕРУАШЕВА - как раз на всю систему тендерных закупок. Еще летом, помнится, в запросе на имя премьер-министра (тогда еще Карима МАСИМОВА) он по-крупному охватил всю проблематику.
В раскладе на основные тезисы это выглядит так: а) в 2015 году сумма госзакупок составила 1,6 триллиона тенге, нарушений выявлено на 44,6 млрд., к ответственности привлечены 723 должностных лица, но наказания крайне мягкие; б) в квазигосударственном секторе сумма закупок в 6-8 раз больше, нарушений выявлено в три раза меньше, ответственности - фактически никакой; в) бизнес-сообщество говорит о сформированной системе корпоративной коррупции; г) именно через закупки
квазигосударственного сектора производятся хищения государственных средств и их вывод в офшорные зоны; д) правительство противится подведению закупок “Сам­рук-Казыны”, других холдингов и нацкомпаний под закон, ограничивается внутренними правилами самого квазигосударственного сектора.
Ну что же, если верить лидеру парламентской фракции “Ак жола” и бывшему руководителю Нацпалаты предпринимателей (а в этом ему можно верить), то через закупки госведомств и госкомпаний в стране распределяется от 12 до 14 трлн. тенге ежегодно. Плюс, заметим уже от себя, еще порядка триллиона тенге распределяется через бюджет на ЖКХ, транспорт, сельское хозяйство, строительство и так далее - это не всегда закупки, но суть примерно та же.
Итак, 13-15 триллионов тенге - это, на минуточку, 32-37 процентов всего объема валового нацио­нального продукта (40,8 трлн. тенге в 2015 году). Для сравнения: весь экспорт в том же 2015 году дал 24,9 процента от ВВП, розничный товарооборот - 15,6 процента, транспорт - 10 процентов, строительство - 7 процентов, сельское хозяйство - 6,7 процента.
Поэтому если кто-то думает, что наша экономика держится на экспорте неф­ти, меди, хрома, урана и пшеницы, то он ошибается. Мы держава не нефтяная, а… закупочная. Государственные и квазигосударственные закупки товаров и услуг - вот становой хребет нашей экономики. Соответственно, трудно вообразить себе сколько-нибудь успешный малый-средний и даже крупный бизнес в нашей стране вне тендеров и контрактов с министерствами, акиматами и госкомпаниями.
Причем конкретно для наших условий это не хорошо и не плохо, это объективно. Со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. К примеру, утверждение депутата Перуашева об утечке в офшоры косвенно подтвердил министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ, доложивший правительству о возвращении в Казахстан 2,7 трлн. тенге в ходе амнистии капиталов. А мы ведь все понимаем, что легализуемые деньги наши граждане наколотили не в заокеанских прериях-пампасах и не в джунглях Нью-Йорка - они “заработаны” здесь, у себя на родине. И почти наверняка как раз на тендерах.
Характерно, что возвращаемые $14 млрд. приходятся ровным счетом лишь на 4201 нашего гражданина - столько открыто счетов для легализации, и еще 60 человек сделали это заявительным порядком. Не будь акция анонимной, интересно было бы наложить списки прощенных государством миллионеров на завсегдатаев тендеров и потихоньку ознакомить с ними хотя бы депутатов от “Ак жола” - для дальнейших запросов.
А если по делу, то неправильно было бы утверждать, что с тендерами все безнадежно плохо. Наоборот, в последние годы сделано немало для наведения порядка, включая улучшение нормативной базы и практических процедур, и система, можно сказать, устоялась. Где-то по формуле “полезное с приятным”. То есть и поставки выполняются достаточно качественные - никто не хочет во вред себе получать негодное да втридорога, и себя обе стороны не забывают. Так что дел для совершенствования - начать и кончить. Имея в виду вот это самое главное - что госзакупки есть стержень всей нашей национальной экономики.

Разумеется, для квазигоссектора тоже нужен закон, а не собственные инструкции. Но вот что, на мой взгляд, самое важное, хочу подчеркнуть в заключение.
Сейчас у нас все устоялось и в том смысле, что… застоялось. Аппарат работает, боясь сам себя, главная задача чиновника - избегать ответственности, не принимать решений. А если и принимать, то исключительно по инструкции. Закупки же, как их ни формализуй, основаны на человеческом факторе - личном профессионализме и ответственности. Например, определять победителя только по наименьшей цене - это такая примитивизация, за которой как раз и можно обстряпывать любые делишки. Поэтому больше прав тендерным комиссиям!

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть