2128

Законопроект “О коллекторской деятельности”: заёмщики находятся под защитой

В Казахстане разрабатывается законопроект “О коллекторской деятельности”, в рамках которого будут отрегулированы взаимоотношения не только между проблемными заёмщиками и агентствами, занимающимися взысканием долгов, 
но и между банками и коллекторами.

Обсуждаемый законопроект, рассмотрение которого в парламенте намечено на первую половину 2017 года, по своему наполнению гораздо шире и глубже того, что отражено в названии этого документа. Президент ОО “Союз общественных организаций “Ел-бiрлiгi” Шолпан РИЗАБЕКОВА, участвующая в рабочей группе по обсуждению законопроекта, рассказала газете “Время” о всех его преимуществах, а также о том, почему вдруг вообще назрела необходимость в столь специфичном законе.
- До сих пор все проблемные моменты между банками, заемщиками и коллекторами решались в рамках Гражданского кодекса, - рассказывает Шолпан Бостановна, занимающаяся проблемами заемщиков уже более 10 лет. -Взаимоотношения в этих же рамках будут проходить и дальше, но закон, если его примут, будет регулировать отношения и до того, как все дойдет до суда, а также в суде.
Ситуация на финансовом рынке действительно непростая - 20,4 процента заемщиков имеют трехмесячную просрочку погашения кредита. К счастью, речь в основном идет о потребительских, а не об ипотечных кредитах. Тем не менее банки ежегодно передают коллекторам сотни тысяч проблемных кредитов. По некоторым данным, у коллекторов в работе находится уже около миллиона дел.
К слову, в стране насчитывается свыше 200 организаций, имеющих право работать с несостоя­тельными должниками. Причем сами коллекторы удивлены такому количеству. Так, например, по словам заместителя директора одного из казахстанских коллекторских агентств Ильяса МАМУТОВА, наверное, лишь единицы аналогичных фирм можно назвать соответствующими в полном смысле слова своему предназначению. А с принятием закона “О коллекторской деятельности” и к ныне соответствующим будут выдвинуты более строгие требования.
- Коллекторских компаний уже немало, но я, хоть и порядком на рынке, могу назвать всего чуть больше десяти крупных, с развитой филиальной сетью, квалифицированным персоналом. Еще около десятка близки к этим требованиям. Остальные, как мне кажется, могут работать где-то в глубинке. Человек зарегистрировал ИП и занялся сбором долгов, причем вряд ли его деятельность кем-то мониторится, - поделился своим мнением Мамутов.
Ильяс Мамутов знаком с законопроектом, участвовал в его обсуж­дении. По его словам, разработчики в первую очередь лоббируют интересы проблемных заемщиков, что, по его мнению, коллекторам не особо нравится.
- Мы вносим свои замечания, даем практические рекомендации, наработанные годами. Какие-то учитываются, какие-то не входят потом в текст. В целом могу сказать, что разработчики заточены на защиту интересов должников, - отмечает Ильяс Мамутов.
Подробностями потребительской направленности законопроекта с газетой “Время” поделился юрист одной из коллекторских компаний Серик НУРГАЛИЕВ:
- Коллекторским компаниям запретят донимать должников во внеурочное время. Будет ограничение по встречам с глазу на глаз. Введут очень жесткие требования к персоналу. Все беседы с должниками, например, должны будут записываться на диктофоны и видеокамеры, и записи потом еще будут храниться несколько лет.
- Когда заемщик, образно говоря, уже под дулом пистолета у частного судебного исполнителя - это крах. С коллектором можно подсчитать свои доходы, суммировать все расходы, включая оплату коммунальных услуг и прочие необходимые платежи. Обсудить и принять объективный график оплаты, чтобы у человека оставались средства на жизнь. С судебным исполнителем этого уже не сделаешь - он просто исполнит решение суда, - обращает внимание на социальную составляющую законопроекта Шолпан Ризабекова, также полагающая, что коллекторская деятельность весьма важна в деле защиты прав заемщиков.
В Казахстане, слава богу, ситуа­ция с проблемными кредитами хоть и непростая, но неугрожающая, как в соседних странах. Поэтому данный законопроект - это, скорее, упреждающая мера, больше даже профилактическая, что гораздо лучше мер реагирования на уже свершившиеся неприятности.
А чтобы избежать потенциально возможных неприятностей, как сказано в законопроекте, с долж­никами будут работать только юридические лица - коллекторские агентства, прошедшие учетную регистрацию в Национальном банке. За нарушение данного требования предусматривается уголовная ответственность для первого руководителя такой организации.
В принципе, и Серик Нургалиев, и Ильяс Мамутов согласны, что на рынке есть такие компании, от ухода которых никто не пострадает, а все только выиграют. Кстати, оба были удивлены, что в Казахстане у них столько конкурирующих компаний, о количестве которых они и не подозревали. По данным специалистов, 140-150 организаций, занимающихся взысканием долгов, остаются в тени.
Участники дискуссии упорно называют законопроект потребительским. Что же он несет потребителям финансовых услуг?
Прежде всего, если закон будет одобрен в нынешнем виде, ни один банк не сможет без согласия заемщика ни передать его долг коллекторской компании, ни продать какому-либо третьему лицу. Сейчас у нас банки отдают в работу долги коллекторам, которые в случае их взыскания получат определенный процент. Но если ситуация с проблемными займами усугубится и их количество станет критическим, то банки запросто смогут продавать наши долги кому угодно по заниженным ценам. Закон этого не позволит.
Более того, заемщики через коллекторов в случае принятия закона смогут договариваться о реструктуризации долгов.
Еще очень важное для многих ограничение - запрет на передачу коллекторским агентствам задолженности, обеспеченной единственным жильем.
Это как раз те права казахстанцев, на которые, по словам Ризабековой, суды чаще всего не обращают сейчас внимания при рассмотрении дел в рамках Граж­данского кодекса.
Помимо этого банкам и микрокредитным организациям будет запрещена любая аффилированность с коллекторскими агентствами. В Гражданском кодексе, которым сейчас регулируется эта сфера, подобной нормы нет. Также с введением закона с нашего рынка исчезнут организации, зарегист­рированные в офшорных зонах. Запретят субколлекторство. В общем, все станет прозрачнее.
Это все преимущества для потребителей, но есть в законопроекте и прямая государственная целесообразность, о чем говорилось вначале. Так как наличие на рынке коллекторских агентств с прозрачной структурой собственности и надлежащим штатом сотрудников, подлежащих контролю, надзору со стороны государства в лице Нацбанка, в итоге даст снижение давления на судебные органы путем сокращения обращений кредиторов в судебные инстанции. Кроме того, снизится и социальное напряжение в случае возможного ухудшения финансового положения в семьях заемщиков.
- Раз есть решение о том, что такой закон необходим, то будем руководствоваться им в своей дея­тельности. Большей части коллекторских компаний, работающих цивилизованно, придется на первых порах приспосабливаться. Но думаю, что на это много времени не уйдет, - считает юрист коллекторской компании Серик Нургалиев.
- Этот закон обязательно надо принимать. Но при этом также обязательно нужно параллельно разрабатывать толкование статей закона, чтобы он сразу мог приниматься на практике, - считает президент ОО “Союз общественных организаций “Ел-бiрлiгi” Шолпан Ризабекова.
- У потребителей финансовых услуг с принятием закона появится еще одна инстанция, куда можно будет обращаться за внесудебным урегулированием проблемы - Национальный банк, - обращает внимание Ризабекова.

Игорь НЕВОЛИН, Алматы

Поделиться
Класснуть