3620

Территориальная целостность страны незыблема!

На вопросы газеты "Время" отвечает председатель комитета по международным делам, безопасности и обороне мажилиса РК Маулен АШИМБАЕВ.

- Маулен Сагатханулы, вы на днях довольно резко прокомментировали в СМИ недавнее заявление депутата Госдумы РФ Шперова касательно территориальных вопросов между нашими странами. По-вашему, это личное мнение думца или позиция его партии?
- В целом хочу сказать, что Россия является одним из наших главных партнеров и союзников. Казахстанско-российские отношения строятся на основе договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке и договора о казахстанско-российской государственной границе. У нас очень тесные экономические взаимоотношения, плотные человеческие контакты. У Казахстана и России стратегические отношения в рамках Евразийского Экономического Союза и ОДКБ.
Я считаю, что он высказал личную точку зрения. Но такое заявление является не допустимым и не отражает духа дружеских отношений между Казахстаном и Россией. Наша независимость и территориальная целостность незыблемыми, и никому не позволено подвергать их сомнению. Наши границы определены и зафиксированы в международных договорах, которые, кстати, ратифицированы парламентами двух стран. Поэтому депутаты Госдумы должны быть осторожны в своих высказываниях и придерживаться принципов стратегического партнерства между нашими странами.
И могу вас заверить, что мою позицию разделяют и другие депутаты - мои коллеги из Мажилиса. Но в то же время считаю, что не надо драматизировать или накалять обстановку. Мы не должны переходить к каким-то деструктивным шагам. Наши президенты показывают хороший пример взаимной поддержки и понимания. Тесное взаимодействие установилось на уровне правительств и парламентов. Важно оставаться на конструктивных позициях.
- Этот вопросы вы с коллегами из Госдумы обсуждали?
- Еще нет. Но я как глава международного комитета мажилиса постоянно взаимодействую и контактирую с депутатами разных стран и, в частности, с российскими коллегами. У меня будет с ними встреча, и я подниму этот вопрос. Хотел бы отметить, что те российские коллеги из соответствующих комитетов Государственной Думы, с которыми мы взаимодействуем, всегда уважительно относятся к независимости и территориальной целостности Казахстана. У нас хорошие рабочие отношения.
- На прошлой неделе Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА назначили послом Казахстана в РФ. По вашему, как и насколько повлияет это назначение на отношения между странами? И какие первоочередные задачи Тасмагамбетов должен решать, приехав в Москву?
- Имангали Нургалиевич - очень опытный управленец, известный государственный деятель. Я думаю, что он привнесет много полезного в отношения между нашими странами. Россия для нас ключевой стратегический партнер, и обычно послами в эту страну назначаются опытные политики. Поэтому это кадровое решение вполне объяснимо.
Что касается задач, то их определяет и ставит перед послами глава государства и - по его поручению - Министерство иностранных дел. Я же как эксперт думаю, что сейчас надо активнее заниматься вопросами ЕАЭС. Не все преграды для развития торгово-экономических отношений между странами сняты. К тому же, усложнились отношения между Россией и Белорусью, что нужно будет также учитывать внутри Евразийского Союза.
- Реальна ли оттепель во взаимоотношениях между Россией и США? Смогут ли ТРАМП и ПУТИН договориться обо всем?
- Для Казахстана желательно, чтобы два наших крупных стратегических партнера нашли взаимопонимание. Президенты США и России демонстрируют желание пересмотреть отношения и изменить ситуацию. Как это будет получаться в дальнейшем - вопрос открытый. Сейчас новому президенту США непросто, он наталкивается на серьезную оппозицию внутри страны. Нормализация отношений США и России, скорее всего, будет долгим процессом. Нужно заново пересматривать конфигурацию отношений. Сближать позиции по ключевым международным вопросам, учитывая национальные интересы друг друга.
Нужно находить общие интересы. Есть интересы и других партнеров и союзников, которые влияют на ситуацию. В частности тот же Иран, который настроен резко против США, или некоторые европейские страны, где сильны анти-российские настроения. Словом, необходимо восстановить доверие между двумя странами, которое сильно подорвано.
В то же время сегодня важно понимать, что без нормализации между Москвой и Вашингтоном очень сложно обеспечить стабильность в мире, бороться со многими вызовами, в том числе - с терроризмом.
- Одна из точек соприкосновения интересов США и России сейчас Сирия. Что ждет эту страну?
Важно продолжать переговорный процесс, который состоялся в Астане в конце января. Смысл переговоров в Астане заключался в том, чтобы закрепить режим прекращения огня между противоборствующими силами. Похоже, это удалось. Более того, представители России, Турции и Ирана, которые принимали участие в переговорах, договорились о создании трехстороннего механизма мониторинга и обеспечения режима прекращения огня. Это осязаемый и конкретный результат переговоров.
Важно дальше развивать переговорный процесс и возобновить диалог по политическим вопросам в Женеве при участии ООН. Предстоят сложные переговоры по таким вопросам, как будущее страны, политическое устройство Сирии, перспективы выборов. Этот переговорный процесс не будет простым, но и альтернативы ему нет. Все стороны, внешние и внутренние, прекрасно понимают, что настало время договариваться. Но каким будет будущее Сирии - определять в конечном итоге должны не внешние силы, а сами граждане страны.
- Каким вы видите будущее Европы?
- У Евросоюза есть слабые и сильные места. Одним из фундаментальных слабых мест, на мой взгляд, является единая валюта - евро. Я разделяю мнение тех западных экономистов, которые считают евро фактором, ограничивающим развитие экономик Старого Света. Но в то же время есть ряд факторов, которые способствуют интеграции европейских стран. Прежде всего, это ощутимые выгоды от открытости, свободного перемещения товаров, капиталов, услуг, людей, а также само ощущение единой Европы, уже привычное для европейцев. Знаковыми будут итоги президентских выборов во Франции весной этого года и уровень поддержки националистической платформы кандидата в президенты Марин ЛЕ ПЕН. Эти выборы покажут общие настроения в одной из ключевых стран Европы. Но в целом развитие ЕС существенно замедлится, хотя развала союза, скорее всего, не будет.
- Сможет ли новый президент США наладить отношения с Европой?
- Сегодня довольно сложные отношения сложились между США и той же Германией, одним из лидеров в Европе. Сегодня имеет место концептуально разное понимание приоритетов международной политики. Дональд Трамп свою концепцию внешней политики обозначил слоганом America first, подразумевая, что США должны сконцентрироваться не на мировых, а на своих американских интересах. В то время как Ангела Меркель считает, что тесное сотрудничество между США и Германией должно строиться на базе общих ценностей - демократии, свободы, уважения к законам и достоинству человека независимо от этнической, гендерной и религиозной принадлежности.
На первый взгляд звучит абстрактно, но как результат, сегодня у этих стран принципиально различные подходы к таким конкретным вопросам международной повестки дня, как беженцы с Ближнего Востока, миграция, свободная торговля, экономический протекционизм, отношения с Россией. Как им удастся выстроить отношения и найти общие подходы, прогнозировать сложно. Но у них нет другого выхода, кроме сотрудничества и совместного решения международных проблем.
- Насколько опасна "глобальная оппозиция и неповиновение" Трампу?
- Думаю, "неповиновение" не совсем корректное определение. Сейчас мы наблюдаем очень интересное явление в международной политике. Дональд Трамп подвергает сомнению основополагающие принципы и столпы международной политики, заложенны после Второй мировой войны. Такие, как свободная торговля, торговые пакты, интеграционные объединения, свободное передвижение людей, трансатлантическое сотрудничество между Европой и США. Конечно, такая деятельность вызывает бурное реакцию и оппозицию.
Но я считаю, что это полезно. Важно понять, что устарело, а что действительно незыблемо. В результате, думаю, базовые вещи сохранятся, а отжившие, не актуальные механизмы и институты уйдут. Какие-то элементы международного порядка модернизируются и актуализируются в соответствии с требованиями XXI века.
- Как могут измениться при Трампе казахстанско-американские отношения?
- У наших стран есть общие интересы, которые не конъюнктурны, а соответствуют долгосрочным интересам обеих стран. Это нераспространение оружия массового уничтожения в мире, где Казахстан играет важную роль, это сотрудничество в нефтегазовой сфере. Это борьба с терроризмом, а также урегулирование ситуации в Украине и Сирии. Поэтому, считаю, что у отношений наших стран неплохие перспективы.
- Но у нас есть и другие соседи и стратегические партнеры...
- Да, конечно. Но сила казахстанской многовекторной внешней политики в том, что мы никогда не противоставляли вектора внешней политики, и не сотрудничали с другими странами во вред третьим странам.
- Относится ли Центральная Азия к приоритетам во внешней политике Казахстана?
Безусловно. Для Казахстана Центральная Азия всегда была одним из главных приоритетов. В то же время нужно отметить, что в последние годы не весь потенциал регионального сотрудничества был использован. Более того, вы знаете, что между некоторыми странами региона сложились непростые отношения. В то же время считаю, что сейчас открылось окно возможностей для активизации сотруничества в регионе, и его надо максимально использовать. Есть ряд проблем в Центральной Азии, которые могут быть решены только на основе многостороннего сотрудничества. Это касается использования ресурсов трансграничных рек, решения экологических проблем, развития транзитно-коммуникационного потенциала региона, и борьбы с терроризмом и экстремизмом. Поэтому в предстоящий период важно было бы активизировать взаимодействие в регионе как на двусторонней, так и многосторонней основе. На мой взгляд, со временем можно было бы выйти на создание нового регионального объединения в Центральной Азии.
- Не могу не спросить у вас об актуальных вопросах внутриказахстанской повестки дня. К примеру об обязательной временной регистрации граждан. Понятно, что эта норма принималась с учетом вопросов нацбезопасности и правопорядка. Но в обществе это вызвало бурную реакцию, и со стороны власти не было своевременного разъяснения. Что скажете вы, как человек, участвовавший в принятии этого закона?
- Во-первых, государственные органы, которые готовили этот закон, изучали в частности, опыт Германии и других европейских стран. Так что, нормы принятые в Казахстане соответствуют международной практике.
Во-вторых, ответственность за отсутствие регистрации и ранее была прописана в наших законах. Да, сократились сроки до одного месяца, в течение которого граждане обязаны зарегистрироваться. Но сама регистрация и ответственность за ее отсутствие у нас в стране существовали и ранее.
В-третьих, закон предусматривает ответственность арендодателей за не регистрацию арендаторов. Это новая норма. Раньше многие казахстанцы арендовали жилье, и никак не могли там зарегистрироваться. Арендодатели по разным причинам не желали этого делать, боясь определенных последствий, или не хотели выходить из тени и платить налоги. Теперь обязаны регистрировать арендаторов. Это в свою очередь открывает тем казахстанцам, кто снимает жилье, возможность получать многие государственные услуги. Вы знаете, что для того, чтобы устроить ребенка школу или получить лечение в поликлинике требуется регистрация. Это касается и других государственных услуг.
В-четвертых, очевидно, что государственная социально-экономическая политика должна строиться на знании точного количества жителей в городах и населенных пунктах. Важно понимать, сколько нужно рабочих мест, на какое количество детей строить школы или детские сады, на какое количество людей рассчитать социальную помощь. Тем более, что сейчас идет очень активная миграция из сельских территорий в города. По оценке специалистов, через двадцать пять лет в городах будут жить около 70 процентов населения страны. Это значит, что резко увеличится нагрузка на города, на их инфраструктуру. Соответственно, необходимо думать над расширением и развитием городов. А для этого снова нужно знать количество проживающих там людей.
Хочу особо подчеркнуть, что этот закон не направлен на ограничение передвижения наших граждан. Все жители страны в соответствии с Конституцией имеют право на свободу передвижения по всей территории стран и на выбор места жительства.
И, в-пятых, этот закон помогает в борьбе с терроризмом и определенно облегчает работу по обеспечению безопасности казахстанцев. В его разработке активно участвовали представители общественности, политических партий, НПО. Приглашались на заседания рабочей группы представители международных организаций, в том числе ОБСЕ, которые дали положительную оценку законопроекту. Обсуждение законопроекта проходило открыто. Это работа широко освещалось в СМИ.
- Тогда почему принятие этого закона получило такой резонанс в обществе?
- Все до боли банально. Государственные органы, акиматы, госкорпорация "Правительство для граждан", во-первых, не провели внятной разъяснительной работы, во-вторых, не организовали на начальном этапе на должном уровне работу по регистрации граждан. Не была обеспечена должная работа ЦОНов. Кроме того, предпринимаемые меры по обеспечению безопасности перед Универсиадой в Алматы совпали с введением в действие этого закона. И плановые проверки ДВД в Алматы были восприняты как проверка наличия у граждан регистрации. Этим объясняется такой ажиотаж.
Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась. Но это не повод для успокоения: необходимо совершенствовать эту процедуру, в частности онлайн регистрацию. На мой взгляд, она чрезмерно усложнена.
- Какой сейчас ситуация, на ваш взгляд на западе страны, в частности в Актобе в плане борьбы с терроризмом?
- Ситуация стабильная. Работа там большая была проведена местными властями, а также центральными государственными органами и правоохранительными структурами. Помимо разъяснительной работы, решаются и социальные вопросы, в том числе обеспечивается занятость молодежи.
Но в целом важными задачами в стране остаются пресечение внешнего влияния, каналов вербовки и миссионерской деятельности, выявление подпольных экстремистских группировок.
- Мы видим, что сейчас религиозный экстремизм неплохо сросся с нашим криминальным миром. Последнее громкое дело, связанное с нефтеперерабатывающим заводом в Актобе показало: известные криминальные авторитеты связаны с салафитскими группировками. Насколько опасен этот союз?
- Действительно, мы видим, что религиозный фанатизм и криминал имеют тесные отношения. Религиозные радикалы сами идут на криминальные действия и считают, что в борьбе с "неверными" и с властью все средства хороши. Они также дают идеологическую подпорку криминальным группировкам, предоставляют своего рода "высокое" благословение. В свою очередь, экстремисты получают от криминала мощную поддержку в виде финансов и человеческих ресурсов. Безусловно, этот союз крайне деструктивен и опасен для общества. Поэтому большая работа в этом плане проводится специальными службами и правоохранительными органами по борьбе с экстремистскими группировками и связанными с ними криминальными структурами.
- Президент в своем послании затронул тему кибербезопасности. Неужели у нас все так плохо с этим? Или спецслужбы не справляются? И как вообще будет исполняться поручение Главы государства? Для этого снова будут приниматься законы?
- Насколько я понимаю, вопрос о принятии отдельного закона не стоит. У нас есть законы, позволяющие решать эту задачу. Но возможны какие-то точечные изменения в законодательстве.
Что касается в целом проблемы, то ситуация в мире демонстрирует актуальность обеспечения кибербезопасности. Хакерские атаки, кибервойны, киберпреступность - это уже реальность, а не сюжеты из фильмов. Эта сфера становится весьма актуальной, и многие страны серьезно озаботились кибербезопасностью. Мир меняется, меняются способы ведения войны, меняются способы воздействия и давления на другие страны. И Казахстан должен защищать свою безопасность в данном направлении. Речь не идет о том, что мы уязвимы или отстали. Мы должны адаптироваться к особенностям современного мира, и принимать меры безопасности. По поручению Главы государства в ближайшие месяцы будет создана соответствующая система, направленная на обеспечение кибербезопасности в стране.
- Нурсултан Назарбаев в своем специальном заявлении уделил первостепенное внимание перераспределению полномочий между ветвями власти. На Парламент планируют возложить больше полномочий. Считается, что депутаты готовы к этому?
- Да, депутаты готовы к новой ответственности и новым задачам. Это очень важный шаг в развитии политической системы Казахстана.
В этих условиях повышаются требования к деятельности депутатов. И считаю, что важное значение имело бы усиление научно-аналитического обеспечения законодательной ветви власти. Я уже говорил о том, что Парламенту нужен свой научный институт, который занимался бы профессионально вопросами совершенствования законодательства. Мажилису нужны и серьезные аналитические структуры. Сейчас очень большой объем законопроектов инициируются правительством и поступают к нам на рассмотрение. Любой закон требует детального анализа и проработки, много разных нюансов необходимо учитывать: от соответствия законодательной базе и конституционным основам до реальной ситуации в обществе, и последствий принятия конкретных законов. Важно учитывать и применять международный опыт. Не всегда хватает времени для такой работы. Это относится и к инициируемым депутатами законопроектам. Поэтому, считаю, что нужны научные и аналитические структуры, которые помогали бы в законодательной работе депутатом.
Кроме этого, в свете инициативы Главы государства депутатам очень важно активнее работать с общественностью. Вы видите, как мы в последние месяцы несколько изменили формат работы. Представители общественности, НПО и партий, которые не прошли в Мажилис, приглашаются на все рабочие группы по важным законопроектам. В случае наделения Парламента новыми полномочиями, открытость становится еще более важной. И мы готовы к постоянному конструктивному взаимодействию и диалогу с гражданским обществом.
- Есть точка зрения: под новые задачи нужен новый состав парламента. Ваш прогноз: будут ли внеочередные выборы? И готовы ли вы лично баллотироваться снова?
- Гадать будут выборы или нет, думаю, сейчас не продуктивно. Тем более говорить об участии в них. Еще идет обсуждение возможных конституционных изменений. По итогам обсуждения комиссией (по вопросам перераспределения властных полномочий. - А. Т.) будет доработан проект закона о несении изменений и дополнений в Конституцию. Его внесут на рассмотрение президента страны, и в дальнейшем в парламент.
- Все же, многие сегодня высказывают опасения: насколько правильно депутаты смогут формировать правительство и контролировать его работу?
- Уверен, что смогут. В конечном итоге, вопрос не в конкретных персоналиях, а в эффективной системе. У нас по Конституции единственным источником власти является народ Казахстана. И одна из ключевых задач реформ заключается в усилении механизмов, позволяющих населению формировать власть.
Сегодня в большинстве демократических стран победившая на выборах в парламент партия формирует правительство. С определенными модификациями мы также должны внедрять эту систему. В демократических странах на выборах в парламент избиратели голосует за ту или иную партию и ее платформу. В результате та или иная партия получает большинство в нижней палате парламента. Победившая партия или партийная коалиция участвуют в формировании правительства. Словом, народ выбирает парламент и через него формирует правительство. Так исполняется воля народа и реализуется предвыборная платформа партии большинства. Министры отчитываются перед парламентом, депутаты в свою очередь - перед избирателями. Так живут все демократические страны. Мы также должны идти по этому пути. Если эту схему правильно выстроить, то мы получим сбалансированную и эффективную политическую систему.
- Как думаете, при таких реалиях мы со временем не придем к двухпартийной системе?
- В силу разных причин сложно ожидать, что в Казахстане будет двухпартийная система как, например, в США. У нас другие традиции, другое мировоззрение. В то же время не думаю, что нам нужно иметь в Мажилисе девять-десять партий. Эффективности законодательному органу это не прибавит. На мой взгляд, наличие трех-четырех сильных политических партий в Парламенте, которые бы конкурировали и взаимодействовали одновременно, является оптимальным вариантом. Также считаю, что должна быть реальная конкуренция между политическими партиями. Это является важным условием для того, чтобы новая политическая модель реально заработала.

Беседовал Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото с сайта ortcom.kz, Астана

Поделиться
Класснуть