1580

Без отката назад

С прошлогоднего 42-го места в давосском рейтинге Казахстан откатился на 53-е, зато подоспело 42-е место в рейтинге экономической свободы

Американский исследовательский центр Heritage Foundation обновил международный рейтинг экономической свободы. Казахстан занял 42-е место, у России - 114-е, у Беларуси - 104-е.

Интересно, что 42-е место у нас и в главном, с точки зрения программы Казахстан-2050, рейтинге - давосском. Правда, это самое 42-е место, весьма обнадеживающее с точки зрения достижения долгосрочной стратегической цели - вхождения по показателю страновой конкурентоспособности в мировую тридцатку, было у Казахстана не в этом году, а в прошлом. В этом же мы сползли на 53-е. Вообще, движение по давосской траектории несколько сбивает с толку.
В 2011 году Казахстану, включившемуся в такой рейтинговый подсчет, было выведено 72-е место, зато в 2012-м - сразу 51-е, а 2013-й дал - 50-е. Тогда-то и была принята программа вхождения в тридцатку к 2050 году. На следующий 2014 год мы опять сохраняем то же самое 50-е место, что скорее свидетельствует о нашей стабильности, тем более что впереди еще три с половиной десятилетия неуклонного подъема под намеченную планку. Однако в 2015-м - рывок сразу на 42-е место, дающий надежду на досрочный финиш где-нибудь уже к 2020 году. Но вот последний Давосский форум публикует рейтинги сезона
2016/2017, у Казахстана… 53-я строчка.
Анализировать-оплакивать такой откат ни власти, ни СМИ не стали - мало ли у нас других неприятностей. Другое дело - то же 42-е место в рейтинге экономической свободы: звучит не хуже, так, может быть, на это и перенацелимся?
Опять-таки, набор оцениваемых параметров хотя и не так обширен, как давосский, зато включает самое важное: гарантию прав собственности, защиту от коррупции, эффективность и прозрачность бюджетных расходов, свободу торговли, гибкость рынка труда. А в целом - отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствование производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой.
Единственное, что смущает, излишняя …
откровенность, что ли. Страны прямо так и поделены на “полностью свободные”, “преимущественно свободные”, “умеренно свободные”. Последние - это как раз наша ниша, и “преимущественно несвободные” - туда затесались Россия с Беларусью. Вместе, кстати сказать, с Италией, Бразилией, Грецией, Индией и Китаем. Не такая уж и плохая компания.
Осмелюсь предположить: в стан “несвободных” скоро ворвутся и США под руководством Дональда ТРАМПА, заложившего резкий поворот от глобализма к протекционизму. И вообще, рейтингами, конечно, руководствоваться полезно, но не стоит забывать, кем и в чьих интересах они составляются. Например, Казахстан полностью свободен от национального фондирования собственных банков - деньги им приходится искать за рубежом. И еще наш Национальный банк свободен от ответственности за экономический рост. В последнем президентском послании поставлены задачи уйти от такой свободы. Рейтинг, может быть, и ухудшится, зато экономическая ситуация улучшится.
Или еще: программы ФИИР и “Нурлы жол” - это откровенные примеры вмешательства государства, уход от экономической свободы. Но стоит ли менять их на какие-то рейтинги?
И еще я вам скажу крамольную вещь: рейтинги не вечны! Вся их система создана под вошедшую в финальную стадию глобализацию и с идущей ныне фрагментацией миропорядка тоже будет пересмотрена.
Но есть такой рейтинговый список, куда нам стоило бы устремиться всеми силами. Причем этот же список, уверяю вас, будет актуальным и через тридцать лет, хотя нам попасть туда хорошо бы как можно скорее. Это список государств - членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). На стандарты которой, между прочим, постоянно ссылается наше правительство. Еще бы не ссылаться: список членов ОЭСР - это полный и исчерпывающий список государств действительно развитых.
Конкретно к членству в избранном клубе развитых допущены не только вся традиционная Европа с Австралией и Новой Зеландией, США с Канадой, Япония с Южной Кореей и Израиль с Турцией, но и принятые в последние годы Чили и Эстония с Латвией. И все, список закрыт. Россия, например, в 1996-м просилась, ей было отказано.
Вопрос на засыпку: а что при всей разнице экономик членов ОЭСР их всех объединяет? И что нам необходимо внедрить у себя, чтобы на этой базе начинать набирать очки для вступления?
Ответ на этот вопрос особо актуален для нас именно сейчас - пока идет всенародное обсуждение конституционных поправок. Так вот, общее для всех действительно развитых государств современного мира - это раздельное устройство властей по горизонталям и вертикалям. В некоторых государствах ОЭСР очень сильные президенты, в некоторых их нет вовсе, но во всех, без исключения, правительство формируется партийным парламентским большинством. И во всех развитых государствах есть местное самоуправление - власти в городах и поселениях создаются не из центра, а самими жителями.
И если мы пойдем по этому пути, назад отката уже не будет.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть