2819

Пенсионный поезд уходит

Успеет ли ОС при ЕНПФ заскочить в последний вагон?

Общественный совет при ЕНПФ (в который, как уже писала наша газета, входит и ваш покорный слуга) уже в ходе своего организационного заседания ринулся в бой. Повод дал первый вице-министр по инвестициям и развитию Альберт РАУ, неосторожно огласивший намерение вложить 50 млрд. пенсионных тенге в строительство грузовых вагонов. Молниеносно был составлен запрос, тут же опубликован, и с той же скоростью была получена ответная реакция: сам глава МИР Женис КАСЫМБЕК, позвонив председателю ОС Досыму САТПАЕВУ, извинился за высказывание своего зама, уточнив: речь идет о возможностях, а не о принятом решении. Плюс оперативная реакция заместителя председателя Национального банка Галымжана ПИРМАТОВА, предложившего сразу встретиться с членами ОС ЕНПФ для презентации инвестиционной стратегии.
Каков же урок? Это первое “боестолкновение” демонстрирует: вокруг пенсионного накопительства накопилось слишком много горючих проблем, а только что созданный общественный совет оказался в их перекрестье. Отсюда и вот эта вспышка страстей вокруг “вагонных” денег, которая напоминает старый добрый вестерн о нападении индейцев на мчащийся сквозь прерии курьерский поезд. Шуму получилось много: с наскока пущенная стрела поцарапала блестящий бок вагона, помощник кочегара чуть не свалился с тендера паровоза, а самому машинисту пришлось дать приветственный гудок. На чем все и завершилось: нападавшие разошлись по своим вигвамам рассказывать, как они чуть не оседлали адскую машину бледнолицых. А как же поезд?.. Поезд покатил себе по уже проложенным рельсам.
Что дальше?
Если честно, у общественного совета, даже если мы сумеем избежать риска сразу израсходовать себя в таких наскоках, все равно есть не более года, чтобы действительно с пользой… завершить существование, превратившись из самодеятельной вольницы в обязательную независимую институцию внутри ЕНПФ, представляющую интересы вкладчиков. Сформулировав злорадно и сами эти интересы, и институты, и процедуры, которыми надо дополнить пенсионное законодательство.
В таком контексте первая вспышка действительно оказалась полезной - она положила начало вскрытию всей глубины напластовавшихся проблем. Так, на нашей встрече Нацбанк поступил честно, дав сопоставление доходности пенсионных накоплений с обесценивающей их инфляцией. Воспроизведем эту табличку, дополнив ее нашей результирующей строкой, сколько реально приобрели или потеряли вкладчики (см. таблицу).
Как видим, инфляция регулярно опережала инвестиционный доход на суммы в десятки и сотни миллиардов тенге ежегодно. Исключение составляет знаменитый 2015-й - год почти двукратного обесценивания тенге, давший и соответствующий взлет инфляции. И как раз в том же году ЕНПФ показал удивительный взлет доходности - давайте его похвалим. Но все равно за последние семь лет потеряно 330 млрд. тенге. (По моим расчетам, существенно больше, но тут важен официальный материал.) На этом фоне защищенные от ж/д машиностроения 50 млрд. тенге выглядят уже по-другому. В самом деле, если “инвестиции” в разного рода “ценные бумаги” фактически убыточны, почему бы не подумать о вложениях в реальные производства?
И потом, кто сказал, что вкладчикам, у которых всю трудовую жизнь забирают по 10% их живых зарплат, полагается возвращать накопления, всего лишь индексированные на инфляцию. А разве скромный, но гарантированный доход, например в два процента, не оздоровил бы пенсионное накопительство?
Давайте рассуждать вместе. Итак, одно из насущных ожиданий вкладчиков - иметь возможность использовать накопления на какие-то ЧП: операции или другие неотложные нужды. Главный аргумент отказников таков: денег и без того мало, не хватает для накопительной пенсии. Но откуда взяться деньгам, если накопления подъедает инфляция, а компенсируют ее лишь состоявшимся пенсионерам да и то из бюджета?! Неудивительно, что люди при любой возможности прячутся от такого “накопительного счастья”, уходя или в самозанятость, или в серые зарплатные схемы.
Наконец, не забудем, что общественный совет возник в период между двумя пенсионными переломами. Позади у нас слияние частных НПФ в ЕНПФ с выведением 90 млрд. убытков. Впереди уже объявленное Нацбанком намерение опять отдать инвестирование частникам с выводом денег за границу. Как будто в Казахстане все уже так переинвестировано, что и вкладывать некуда...
Короче, вопросов о самой сущности накопительной системы накопилось много. Их надо спокойно поднять, разложить по полочкам и предложить решения. К чему мы и приступили.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть