2482

В супервайзеры пойдём! Если нас научат...

Справится ли иностранный казначейский эскорт с гидрой отечественной коррупции?

В Казахстане будет внедрено казначейское сопровождение госзакупок по строительству, объявил на недавнем заседании правительства министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ. Цель - снижение объемов теневой экономики, обеспечение прозрачности платежей и полноты уплаты налогов, усиление мониторинга за ходом строительства и рациональным использованием бюджетных средств, контроль за качеством строительства и соблюдение казахстанского содержания.

По словам министра, объем теневой экономики в Казахстане составляет не менее 20 процентов от ВВП. Одной из главных ее составляющих являются преступления, связанные с расходованием бюджетных средств при государственных закупках путем их обналичивания через лжепредприятия. При этом треть приходится на строительную отрасль и торговлю. Для иллюстрации: в 2016 году из 380 уголовных дел, связанных с преступлениями в сфере госзакупок, 115 имели отношение к строительству.
А как при таком положении вещей казначейский эскорт будет организован?
С учетом международного опыта собираются привлекать супервайзера (инжиниринговая компания), который будет отслеживать не только качество строительства, но и обоснованность всех расходов. В этом году такой механизм намерены апробировать в Астане, Акмолинской и Карагандинской областях, и по итогам пилотного проекта будут разработаны поправки в законодательство.
Премьер Бакытжан САГИНТАЕВ начинание поддержал, отметив, что на расширенном заседании правительства с участием президента система государственных закупок была подвергнута суровой, но справедливой критике.
Прежде всего отметим: независимое экспертно-контрольное сопровождение всех сколько-нибудь значимых потоков государственных денег - дело не просто хорошее, но и совершенно необходимое. В любом приличном государстве это накрепко вбито в законодательство и закреплено привычными процедурами. К такому экспертному эскорту частенько прибегают и частники, если речь идет о серьезных деньгах. По­этому институты предоставления подобных услуг как государственному, так и частному сектору в развитых государствах развиты весьма и весьма.
У нас же это полезное во всех отношениях дело еще только закладывается, и пока только в части строительных госзакупок, хотя на исходе уже третий десяток лет рыночных реформ. Да, эта сфера одна из коррупционно емких, но она не одна такая. Возьмем, например, электроэнергетику и ЖКХ, работающие по утверждаемым государством тарифам: деньги там крутятся не меньшие, а никакого экспертного сопровождения-мониторинга нет. Наоборот, комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции целенаправленно ведет дело к тому, чтобы между чиновником и монополистом вообще никого не было и чтобы регуляторный процесс сводился к неким заумным кабинетным формулам, угадывающим величину тарифа на несколько лет вперед. Фактически же за всеми такими ухищрениями очень легко укрываться различного рода договорнякам, поэтому без экспертного эскорта нам и здесь не дождаться прекращения неоправданного роста тарифов и повышения качества услуг.
А теперь самое главное: где нам взять такие независимые эксперт­ные организации, чтобы сами они не стали частью столь привычных для нас коррупционных сделок?
Что касается планируемого казначейского сопровождения, там, похоже, государственная денежка пойдет какому-нибудь серьезному иностранному супервайзеру - только так можно рассчитывать на должное качество. И, таким образом, за границу уйдут деньги на порядок большие, чем можно было бы заплатить нашим экспертам. Но они-то уж точно попадут под влияние соблазна...
Что за коррупционное проклятие висит над всеми нами? Неужели только в чужедальних странах водятся организации и специалисты, свободные от этого зла?
А я вам скажу: весь наш народ, наше чиновничество и наш бизнес ничуть не более ментально коррумпированы, нежели учащие нас правильному поведению иностранцы. Все дело в институтах: у них власть устроена на принципах реального разделения, поэтому уже внутри нее самой имеются конкуренция и потребность в независимых экспертизе и арбитраже. У нас же все идет от одного корня, поэтому и борьба с коррупцией напоминает борьбу нанайских мальчиков.
Вот почему остается всячески поприветствовать инициативу Минфина насчет казначейского сопровождения и пожелать, чтобы правительство поскорее распространило ее абсолютно во всех сферах, одновременно лоббируя реальную конкуренцию. Тогда, глядишь, и казенная денежка за бугор не покатится.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть