3960

Скрещивание ужа и ежа даёт метр колючей проволоки, а что даёт альянс акимовского самоуправства с самоуправлением?

Кроме египетских пирамид в этом мире существуют и другие неподвластные времени вещи. Например, парламент и правительство уже четверть века неизменно обнадеживают нас обещаниями навести порядок в КСК и внедрить наконец местное самоуправление. Вот опять мажилис одобрил законопроект, направленный на поэтапное внедрение самостоятельного бюджета на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов.

Бюджет МСУ на уровне села внедряется как четвертый уровень государственного бюджета. Он будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение возлагается на аппарат акима села. Предусмотрены меры по обучению акимов сел и сотрудников их аппаратов, обеспечению интернет-связью и компьютерами. Кроме того, Министерство национальной экономики собирается рассмотреть вопрос о целесообразности введения выборов акимов районов и городов областного значения.

По-французски такое называется дежа вю:
все это было …дцатый уже раз. И очень просто заранее рассказать, чем все опять закончится - а ничем! Кроме обзаведения сельских акимчиков собственными кассовыми счетами и персональными компьютерами. Что тоже неплохо, но не более.
Поясню сказанное выше экскурсом в прошлое.
До 1993 года суверенный уже Казахстан жил по многу раз изменяемой-дополняемой Конституции еще КазССР, а когда встал вопрос о разработке нового Основного закона, президент включил в состав конституционной комиссии несколько депутатов Верховного Совета, в том числе меня. И на финальном заседании я поднял только один вопрос - о местном самоуправлении. Сказал, что города и сельские поселения закреплены за местными органами государственной власти, поэтому статья “местное самоуправление” остается подвешенной, а ее формулировки безадресны. И на вопрос: “Что предлагаешь?” - сказал, что территории надо оставить за госуправлением, а вот населенные пункты - от городов и ниже - сделать под МСУ, как в Европе. А когда комиссионные академики и юристы стали говорить, что вопрос не дозрел, в отчаянии добавил, что в таком случае слова о местном самоуправлении из Конституции лучше вообще убрать, чтобы не профанировать.
Тогда “безадресную” статью все-таки оставили, и она же перекочевала в вариант 1995 года. С тех пор МСУ в Казахстане так и дозревает. А как именно, тоже полезно напомнить.
Статьей 92 Конституции, принятой на референдуме 1995 года, установлено, что упомянутые в ней законы должны быть приняты не позднее двух лет. Однако упомянутого в статье закона о местном самоуправлении не появилось ни в 1997-м, ни годы спустя. Попыток тех предпринималось без счета: то депутаты отвергали заведомо куцые варианты, то правительство само отзывало очередную попытку что-то такое “самоуправляемое” втиснуть в жестко раскассированную между областными, городскими, районными и сельскими акимами властную и бюджетную вертикаль.
Наконец в 2001 году как бы родилось решение: государственное управление на местах - это одновременно есть и местное самоуправление. Появился совмещающий то и другое закон “О местном государственном управлении и местном самоуправлении”, где МСУ было сведено к такой формуле: аким области, района, города, района в городе, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа, наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления. Формой деятельности местного сообщества является сход местного сообщества и собрание местного сообщества.
Само собой, аким акимом и остался, сходы же непонятно каким образом определяемых местных сообществ тоже остались на бумаге. Где-то как-то по своим нуждам акимы сходы проводят, но в целом такой совмещающий институт - мертворожденный.
А насущные, но откладываемые проблемы имеют свойство - они свербят. И вот в 2012 году появляется утвержденная главой государства целая концепция развития местного самоуправления, содержащая много правильных слов и предусматривающая поэтапное введение МСУ европейского образца. Описываемый нами законопроект вроде бы на ее основе, но опять куцый! К тому же бессовестно проваленный правительством и парламентом по установленным срокам!
Дело, в общем-то, полезное - дать самым нижним акимам кое-какую финансовую самостоятельность. Но не на наше потерявшее надежду село надо бы опирать столь важное начинание! В больших городах хоть какой-то общественный контроль за средствами самоуправления можно наладить, а в аулах кто станет отслеживать коррупцию?
И вообще, самоуправление - это не столько даже закон и прописанные в нем органы и процедуры, сколько модернизация общественного сознания, духа и менталитета нации. И спускать это на самый нижний уровень, где наиболее жидко даже не с финансами - с кадрами и с общественным энтузиазмом - значит заведомо проваливать дело. Жалко депутатов, вынужденных ходить по замкнутому кругу.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть