2071

Премьерское краеведение

Как посещение главой правительства регионов влияет на модернизацию экономики и сознания

Премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ на прошлой неделе посетил Северо-Казахстанскую и Павлодарскую области. Несмотря на неизбежную заорганизованность, эти поездки не назовешь потемкинскими: глава правительства побывал едва ли не на всех системообразующих объектах обоих регионов, провел совещания с аграриями, встретился с собранными в “Атамекене” предпринимателями... Словом, программа получилась насыщенной.

Анонсировано, что выезды в области совершаются по заданию президента в рамках задач послания “Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность” и программной статьи “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”. Ну с изменением сознания дело понятное, а вот как идет третья модернизация и какова в ней роль конкретных регионов? Это вопрос, конечно, интересный. Хотя и несколько запутанный.
Помнится, в самый разгар приснопамятных тучных лет, как раз перед кризисом 2007 года, правительство обзавелось новой стратегической фишкой - СПК. Социально-предпринимательских корпораций было создано аккурат пять - с расчетом укрупненного покрытия всех регионов и чтобы подобрать под себя всю ресурсную экономику, не приватизированную экспортно-сырьевыми олигархиями. Кризис ли тому виной, просчеты ли менеджмента, только СПК так и остались в придаточном к областным акиматам состоянии. Потом, уже после кризиса, было создано целое Министерство регионального развития, просуществовавшее рекордно недолго. И упраздненное отнюдь не по факту успешного завершения этого самого развития: диспропорции в развитии регионов как были, так и остались.
В Казахстане - считая обе столицы - шестнадцать региональных субъектов, и при равномерном развитии на каждый должно приходиться по шесть с четвертью процента национального продукта. На самом деле такому золотому сечению соответствуют только Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области, дающие по 6,1% вклада в ВВП. Выше средней планки Карагандинская область с 7,9% и нефтяная Атырауская - 10,8%. Остальные регионы дают существенно меньше: промышленная Павлодарщина тянет всего на 4,1%, а Северный Казахстан - и вовсе на 2,1%. Непревзойденным гигантом у нас остается Алматы: 22,3% вклада в валовой национальный продукт. Вполовину меньше, но больше, чем у любого региона, у Астаны - 11,1% .
Если же посмотреть, как в целом экономика Казахстана справляется с повышением глобальной конкурентоспособности, здесь как раз придутся кстати недавно подведенные правительством итоги первого полугодия. И они, эти итоги, имеют эдакий раздвоенный обнадеживающе тревожный характер.
Обнадеживающая часть связана с ростом ВВП - 4,2% к первому полугодию прошлого года. Не так много, но на фоне почти нулевого роста в России и вообще не шибко быстрых темпов во всем мире неплохо. Причем особенно неплохо растут именно ключевые отрасли: промышленность - 7,8%, строительство - 5,9%, транспорт - 3,9%, сельское хозяйство - 3,1% и торговля - 2,4%.
И все это в основном благодаря прекратившемуся наконец падению внешнеэкономических оборотов. Если помните (мы во “Времени” об этом не раз писали), весь прошлый год после почти двукратной девальвации тенге с августа 2015 по февраль 2016-го и экспорт, и импорт Казахстана летели, как с горы на санках - вниз и вниз. И вот первая половина этого года качнула маятник в другую сторону: экспорт против прошлогоднего первого полугодия составил 134,0%, импорт - 113,1%.
Но это, к сожалению, не рост, а лишь стабилизация, причем на более низком, чем до девальвации, уровне - об этом мы тоже заранее писали-предупреждали.
И вообще, стимулирование внешне ориентированной экономики через понижение курса национальной валюты сродни привычке работать под мухой оборачивается регулярным похмельным синдромом с накапливающимся разрушением как семьи, так и печени...
Так вот, вызывающие тревогу показатели как раз из этого ряда: доходы государственного бюджета в январе-июне исполнены на 44,3% к годовому плану, расходы - на 37,3%. Топчется на месте снабжение производства деньгами: кредиты банков отраслям экономики с начала года уменьшились на 0,8%, в том числе кредиты юридическим лицам упали на 2,2%, тогда как кредиты физическим лицам (читай - потребление) выросли на 2,3%.
Самое же тревожное - это существенный спад жизненного уровня. Среднедушевые денежные доходы населения номинально подросли на 4,5%, а в реальном выражении предательски снизились на 5,2%. То же по заработной плате: среднеарифметически она выросла на 1,9% - до 140,8 тысячи тенге, в реальной же покупательной способности с учетом инфляции упала на те же 5,2%.
Но если у всех живущих в стране средства на питание-проживание не растут, а уменьшаются, то грош цена всем остальным “технико-экономическим показателям”! Хотя бы потому, что это “модернизирует” сознание граждан в негативную по отношению к правительству сторону - независимо от частоты и насыщенности региональных поездок этого самого правительства.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть