4576

Дайте нам денег на ветер!

Никакие зарубежные энергосберегающие технологии никогда не окупят себя в Казахстане. С такого, на первый взгляд, безапелляционного утверждения начал беседу с нашим корреспондентом академик Национальной академии наук, директор Института горного дела им. Д. А. Кунаева, заслуженный изобретатель Казахстана Николай БУКТУКОВ (на снимке). И тут же обосновал свою точку зрения.

- Николай Садвакасович, сейчас в Казахстане активно развивается ветроэлектроэнергетика. Предпочтение, как правило, отдается ветроустановкам зарубежного производства, а не отечественным. Неужели они лучше наших?
- Нет. К нам сейчас из-за рубежа завозится большое количество ветроэлектростанций, которые неплохо работают на морском бризе. А у нас-то морского бриза нет, поскольку нет морей и океанов, у нас резко континентальный климат! Соответственно, наш ветер сильно отличается от морского бриза тем, что имеют место большие порывы и резкая смена направления - до 30 градусов - даже тогда, когда дует в господствующем направлении. Это приводит к значительному снижению эффективности таких ветростанций. То есть они эффективны только тогда, когда ветер дует им “прямо в лоб”. К тому же не стоит забывать и о коэффициенте использования во времени - сколько часов может работать такой ветряк. В Германии, к примеру, он может работать 2500-3000 часов в год, но в Казахстане - с нашим климатом - такие станции будут “крутиться” гораздо меньше.
- Получается, что покупка зарубежных ветроустановок - это выбрасывание денег на ветер?
- Есть такое понятие, как коэффициент использования мощности. К примеру, покупают установку на 500 кВт, но такую мощность она выдает, если сила ветра составляет от 12 до 25 метров в секунду, да еще “в лоб”. А все остальное время она выдает 5-10 или 80-100 кВт - в зависимости от силы и направления ветра.
Как-то в СМИ проходила информация, что один фермер в Акмолинской области купил ветроэлектростанцию за 150 млн. тенге. И благодаря ей он экономит 140 000 тенге, видимо, в месяц. Значит, в год он экономил порядка 1,68 млн. тенге, ну, пусть два миллиона. Срок эксплуатации этой установки - 20 лет. Получается, что он за это время сэкономил бы 40 млн. тенге. Но купил-то он ее за 150 млн. Какая же тут экономия? То есть никакие европейские установки у нас в Казахстане не окупят себя никогда.
Но это не означает, что следует отказаться от ветроэлектростанций, просто нужно приобретать те установки, которые отвечают нашему климату. И такие установки есть в Казахстане. Они разработаны Альбертом БОЛОТОВЫМ, Омиром БАЯЛИЕВЫМ, Маратом МАЙЛИБАЕВЫМ и другими специалистами. У нас много отечественных изобретателей, которые разработали ветроустановки применительно к нашему климату. Соответственно, если эти установки могут работать в местных условиях, то они и в мягком климате смогут работать. Еще лучше будут работать!
В 1980 году выдающийся ученый академик Шахбаз ЕРШИН рассчитал: при скорости ветра, которую можно утилизировать в Казахстане (тогда это было от 7 до 16 м/с), можно выработать количество электроэнергии в семь раз большее, чем вырабатывает весь мир! Сейчас отечественные установки могут работать в диапазоне скоростей от 3-5 до 50-60 м/с. То есть сегодня мы можем вырабатывать энергии значительно больше.
Кроме того, у нас есть установки, которые работоспособны при полном отсутствии ветра - за счет нагретого солнцем воздуха: теплый воздух поднимается и крутит установку. Но вместе с тем они могут работать и при скорости ветра до 50 метров в секунду. Это уже подтверждено опытным путем - во время шторма в Жамбылской области. Ни одна зарубежная установка не выдерживает такие нагрузки.
- Недавно сообщили, что в Актюбинской области будет построен завод по производству ветрогенераторов стоимостью 85 млн. евро... Но есть ветрогенератор Буктукова, один из первых образцов которого был установлен в президентской резиденции в Астане. Причем ваш ветрогенератор гораздо дешевле зарубежных аналогов. Почему же государство сделало выбор в пользу испанской технологии?
- Что такое государство? Это отдельные чиновники. Многие из них, во-первых, даже не в курсе, что в Казахстане есть собственные разработки в сфере возобновляемых источников энергии. Во-вторых, практически все наши чиновники “заточены” на Запад. В-третьих, за рубежом эти ветроустановки уже серийно производятся, а у нас ничего нет. То есть их производство нужно создавать с нуля. В-четвертых, чиновники не понимают технико-экономические показатели, которые могут дать эти ветряки в других условиях. То есть когда им говорят, что эта ветроэлектростанция рассчитана на 0,5 или 1 мегаватт, они уверены, что эти установки будут постоянно выдавать эту мощность. Но на самом деле это не так.
Среднегодовая скорость ветра на большей части территории Казахстана не превышает пяти метров в секунду. Поэтому ветростанции ставят в таких местах, где средняя скорость повыше. Самая высокая среднегодовая скорость ветра у нас в Джунгарских воротах - около 9-10 метров в секунду. Там бывают и большие скорости. Но туда существующие станции не поставишь из-за сильных ветров. А в тех регионах, в которых ставят сейчас горизонтально-осевые ветряки, сила ветра, при которой они выдают номинальную мощность, в году бывает довольно редко. Ну, пусть 50-70 раз. Все остальное время они выдают в лучшем случае половину, а то и четверть номинальной мощности.
Наши же установки могут выдавать номинальную мощность при скорости ветра от 4 до 50 метров в секунду. То есть при скорости ветра 5-7 м/с зарубежные ветряки будут вырабатывать 15 процентов от своей номинальной мощности, а наши - 100 процентов. Вот почему наши установки не только дешевле, но и эффективнее.
- Тем не менее они не пользуются успехом у чиновников, ответственных за развитие “зеленой энергетики”... Вам как изобретателю не обидно?
- Мне уже безразлично, как, впрочем, и остальным нашим изобретателям. Мы устали бороться. Я больше скажу: в январе 2010 года глава государства дал поручение, чтобы к концу года в стране работало 10 моих ветрогенераторов. Но к концу года ни одной установки не было смонтировано... А ведь это было распоряжение президента!
- Почему?
- У нас переход на “зеленые технологии” только зарождается. Поэтому есть определенные трудности с реализацией. Ну, возьмите например, замок на одежде - молнию. Кстати, говорят, в Китае сейчас производят ежегодно 10 миллионов километров (!) таких молний. Но производить этот замок начали только через 100 лет после того, как его изобрели. А все потому, что не было технологий, позволяющих обеспечить низкую себестоимость такого производства. То же самое и с нашими установками. Можно довести их до серийного производства, но для этого надо разработать технологии, позволяющие снизить себестоимость, потом построить завод, нанять людей, обучить их... Нашим чиновникам проще купить готовую продукцию. А то, что она будет плохо работать, - это уже не их головная боль.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

(Продолжение - завтра в нашей “толстушке”)

Поделиться
Класснуть