⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

ФИИР струит зефир

Пётр Своик

При таком выборе объектов индустриализацию не закончить даже к 2050 году

Очередной День индустриализации вновь порадовал нас пафосом высокого собрания с прямым подключением регионов и дистанционным запуском новых производств. Вместе с тем у казахстанцев накапливается усталый скептицизм, подогреваемый то ли слухами, то ли сведениями, как мало объектов действительно начинают работать после разрезания ленточек и как невелика их отдача. 

Программа форсированного индустриально-инновационного развития была запущена в 2009 году - сразу по урокам разразившегося тогда мирового кризиса. Сейчас заканчивается предпоследний год второй пятилетки ФИИР - пора бы ощутить итоги. А они как-то не очень ощущаются. Ни в жизни, ни даже в официальной статотчетности: по структуре экспорта и импорта, по увеличению числа рабочих мест и по сокращению количества самозанятых - все больше топчемся на месте.
И вообще, процесс индустриализации в исполнении нынешнего правительства как-то подвешен в бесконечности: если мы с вами захотим понять, по какому принципу подобраны запущенные именно в этом году объекты, и узнать, сколько еще производств стыкосварочных труб, золотоизвлекательных фабрик и заводов металлоконструкций, мощностей по переработке молока, гранита и гипса осталось построить, чтобы закрыть все потребности по этим направлениям, узнавать будет негде.
Поэтому давайте оттолкнемся от того главного, что отличает этот день от аналогичных праздников прошлых лет. А главное - повышенная требовательность и критический настрой президента. Причем постараемся заглянуть глубже не только в слова, но и в подтекст сказанного.
Начнем, конечно, с ультимативного требования главы государства по поводу возврата денег с офшорных счетов. И не только олигархов, но и системообразующих компаний, включая государственные. Так вот проблема не в том, сколько десятков миллиардов долларов хранится в данный момент на зарубежных счетах системообразующих казахстанских компаний, а в самом наличии таких счетов. Это как бы “высунутые” из страны компании: деятельность они осуществляют в Казахстане, а вот продают добытое здесь и вообще общаются с внешним миром за пределами суверенных границ, вне налогового и иного учета.
Чтобы было понятнее: затраты по строке платежного баланса Казах­стана “импорт” - это действительно вся та валюта, которую приходится тратить на закуп производимого за границей. А вот строка “экспорт” отнюдь не отражает полную продажную стоимость всего вывезенного. Это лишь то, что экспортеры посчитали нужным вернуть в страну пребывания для покрытия своих местных затрат. А величина этих затрат определяется не столько рынком, сколько государственной монетарной и экономической политикой. Девальвировал Национальный банк казахстанскую валюту - получите, дорогие экспортеры, возможность сэкономить на себестоимости производства за счет всей внутренней экономики и населения. Вернуло правительство НДС - вот вам еще один подарок на столько-то миллиардов долларов за счет бюджета.
А одновременно в Астане открывается Региональный финансовый центр, где будет действовать английское право, судьи будут спикать на языке Шекспира и сидеть в париках. А где объемы для этого РФЦА? Собственных финансов Казахстан не производит - опирается на иностранные инвестиции и кредиты. Товарных бирж по нефти, черным, цветным и благородным металлам, урану и зерну в стране не имеется, фондового рынка тоже практически нет…
Вот если бы правительство по требованию президента действительно внесло законопроект, не просто запрещающий офшоры, а требующий оформления сделок на территории Казахстана и в наших банках, тогда и валюты в стране существенно прибавилось бы.
А вторую фундаментальную претензию к правительству сформулирую, пожалуй, от себя. Это такая малость, как неадекватность реалиям. Эти реалии таковы, что вся финансовая устойчивость в стране и вообще основная экономическая деятельность поддерживаются не столько рынком, сколько государственными усилиями. Ситуация, когда бы предприниматель, не связываясь с чиновниками и находясь вне тех или иных государственных программ, пошел бы в банк, взял кредит, построил производство и сам разрезал ленточку, фантастическая.
Пора бы понять, что свободный рынок - такой, как он выстроен у нас: то есть дающий свободу вывозить природные богатства и деньги и ввозить многое из того, что и сами могли бы делать, уже состоялся. Все, что такой рынок мог дать Казахстану, он уже дал, а то, что можно забрать у нас, мощно забирает. И столь же мощно лоббирует такое свое продолжение.
Реальная индустриализация в такой внешний интерес категорически не вписывается, поэтому попытки ее осуществления в рамках того же вывозного мышления через те же кадры, институты и механизмы бесперспективны. Лучшей иллюстрацией этой бесперспективности как раз и является не связанный логикой межотраслевых и межрегиональных балансов пестрый набор “индустриальных” объектов. Вот в чем свободный рынок действительно проявляет себя, так это в планировании выделения государственных средств на разного рода прорывные стройки: наряду с действительно необходимыми инфраструктурными проектами там присутствует и разрозненный лоббистский набор, только распыляющий ресурсы.
Здесь уместно было бы сказать как надо, но нынешнему правительству этого не объяснишь.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Загрузка...
Астропрогноз
на 18 июля

Золотые слова

«- Председатели судов Алматы Абдиканов и Акмолинской области Амиров, неужели вы не видели?! Вас используют для захвата чужого бизнеса! »

Жакип АСАНОВ, председатель Верховного суда:
Сказано на расширенном совещании судейского корпуса в Астане.
Вопрос на засыпку

Внимательно ли вы проверяете свои данные, когда вам выдают какие-либо документы или договоры?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева