5575

Трамп не прост, совсем не прост...

Булат СУЛТАНОВ, политолог: Снимаю шляпу перед нашими дипломатами!

Об итогах визита президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА в США наш корреспондент побеседовал с политологом, доктором исторических наук, профессором, директором Исследовательского института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Немецком университете Булатом СУЛТАНОВЫМ (на снимке).

- Дональд ТРАМП стал пятым американским президентом, с которыми встречался Нурсултан Назарбаев. Какая из этих встреч была наиболее продуктивной для Казахстана?
- Я думаю, что любая встреча с любым президентом США является важной и продуктивной, поскольку США являются государством номер один в мировом сообществе. И каждая встреча отвечает тому или иному уровню развития мировой политической ситуа­ции. Но встреча с Трампом важна особо не только для нашего региона, но и для всего мира. Сегодня мировое сообщество переходит из постполярного в полицентричное - на фоне кризиса международного права. Переговоры с Трампом позволяют определить те узловые моменты, на которые обращают внимание США, и то, как они хотят подключить к решению этих вопросов Казахстан.
Правда, наши эксперты несколько преувеличивают оценку атмосферы, в которой прошли переговоры: мол, Трамп лично встретил Назарбаева перед Белым домом, лично проводил на переговоры и стремился держать себя на равных. Есть международный протокол, в котором все это прописано. Наш президент точно так же встречает глав других государств перед Акордой.
Я бы хотел обратить внимание еще на один момент: за год своего президентства Дональд Трамп принял всего лишь двух глав стран постсоветского пространства - Петра Порошенко и Нурсултана Назарбаева. Это тоже дает возможность понять, какие приоритеты у Трампа на постсоветском пространстве. Казахстан является (а Украина являлась) непостоянным членом Совбеза ООН.
И вообще, когда в Казахстане эксперты представляют Трампа неким простоватым чудаком, это неверно. Нынешний хозяин Белого дома - здравомыслящий и праг­матичный человек, который, став политиком, остается прежде всего бизнесменом. Но надо иметь в виду: Трамп находится под жестким прессингом противников и каждый его шаг рассматривается под микроскопом. Поэтому его решение принять у себя президента Казахстана говорит о понимании им роли Казахстана в современном мире.

- Что же двигало Трампом, когда в ноябре 2017 года он пригласил Нурсултана Назарбаева в гости?
- Давайте посмотрим на этот визит “американскими” глазами. Президент Назарбаев не раз говорил, что США являются одним из крупнейших инвесторов казахстанской экономики. Называлась цифра 30 млрд. долларов. Но Китай вложил в Казахстан 42,8 млрд. долларов. При этом объем прямых инвестиций в Казахстан составил 260 млрд. долларов. То есть США - не ведущий инвестор. Кроме того, Штаты занимают во внешней торговле Казахстана только 9-е место (1,4 млрд. долларов). Для сравнения: в январе - ноябре 2017 года товарооборот со странами - членами ЕАЭС составил 15,6 млрд. долларов (из них на Россию приходится 92,3%).
Но для понимания отношений между нашими странами важным является внимательное изучение документа под названием “Стратегия национальной безопасности США”, принятого в декабре 2017 года. В нем четко говорится, что “мы сталкиваемся со странами, которые соперничают с нами - это Россия и Китай, стремящиеся бросить вызов американским интересам, ценностям и благосостоянию”. И дальше указывается, что есть три группы сил, бросающих вызов мировому порядку, установленному после Второй мировой войны и после холодной войны.
Первая группа - это Россия и Китай, которые стремятся к созданию нового мирового порядка. Вторая группа - это так называемые страны-изгои: Северная Корея и Иран, которые хотят создать оружие массового уничтожения и поддерживают (по мнению США) терроризм. И третья группа - транснациональные террористические организации и преступные синдикаты. Сейчас главная угроза для имиджа США и непосредственно самого Трампа - ракетные испытания в КНДР. Трампу сейчас нужно сохранить лицо перед избирателями, поскольку он балансирует на грани импичмента. Я думаю, что для него приглашение президента Назарбаева (как главы бывшей советской республики, как президента страны, которая располагала четвертым по мощи ядерным потенциалом и которая добровольно отказалась от этого потенциала и подписала соглашение о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия) - это месседж в сторону Северной Кореи. Вот, дескать, берите пример с ядерной страны, которая превратилась в мирное государство!
- Такой толстый намек...
- ...на тонкие обстоятельства в отношении лидера Северной Кореи. Второе - это Иран. Мы знаем принципиальную позицию Казах­стана о том, что Иран имеет право на использование атома в мирных целях под контролем МАГАТЭ. И мы знаем, что идет жесткая борьба в вопросе американских санкций против Ирана - соседа Казахстана по Каспию. И в этом смысле использование Казахстана, который является другом США, - это тоже мощный рычаг внешней политики.
И еще. Казахстан находится в треугольнике между Россией, Китаем и странами Центральной Азии. Мы примерно в том же положении, что и Украина. Но Украина, которая могла стать мостом между Россией и Европой, превратилась в стену, причем в довольно агрессивную стену. Поэтому Казахстан, находящийся между Китаем и Россией - странами, которые бросают вызов американским интересам, - представляет для США большой интерес.
Есть еще момент. Казахстан председательствует в январе в Совбезе ООН. Кроме того, мы председательствуем в трех комитетах СБ ООН - по Афганистану (включая Талибан), по ИГИЛ/ДАИШ/”Аль-Кайеде” и по Сомали/Эритрее. Не стоит забывать о роли, которую играет страна-председатель при принятии той или иной резолюции. В связи с этим вес Казахстана на мировой арене значительно возрастает. Вот почему президент США пригласил президента Казахстана. Повторюсь, Трампа явно недооценивают. Мне кажется, что он с помощью своих “артистических” выходок попросту пытается отвлечь внимание от довольно жесткой и прагматичной политики по защите интересов США. Этот человек четко понимает, для чего ему нужен Казахстан.
- Но чем могут быть полезны США для нас, кроме инвестиций в нефтегазовый сектор?
- Если мы ставим задачу входа в число 30 ведущих государств и говорим о том, что Казахстан вступил в эпоху четвертой промышленной революции, то для нас очень важны отношения именно с Западом. Ведь нам необходимо провести модернизацию и цифровизацию наших предприятий, чтобы ориентировать их на экспорт продукции. А лидером в цифровизации и модернизации промышленности, что бы там ни говорили, является именно Запад. В этом плане отношения с США очень важны. К слову, “бегство мозгов” в Америку идет не только с постсоветского пространства, но и из стран Европы. Для чего был вызван поток мигрантов из арабского мира в страны Европы, который вызывает там определенное давление и даже кризис? Для того, чтобы одним из последствий стало именно “бегство мозгов”. Ругатели Трампа за его попытки ограничить приток мигрантов на территорию Америки не понимают простой вещи: США осознают, что больше нет необходимости в миллионах дешевых рабочих рук со всего мира. Там сейчас делают акцент на создании наукоемких предприятий, которые нуждаются не в неквалифицированных рабочих, а в золотых мозгах со всего мира. Вот такой хитроумный план реализует Трамп под личиной простачка...
- Мне кажется, это очень круто - даже для Трампа…
- Когда несколько лет назад я предполагал, что США разрабатывают планы по созданию дуги нестабильности от Северной Америки до Западного Китая, меня тоже обвиняли в излишнем увлечении теориями заговора. И что мы видим сейчас? К слову, в тот же день, когда состоялся визит Назарбаева, у Трампа был телефонный разговор с Си ЦЗИНЬПИНОМ. Обсуждалось торгово-экономическое сотрудничество Китая и США. Они говорили о том, что нужно учитывать взаимные интересы. И Трамп заявил: США готовы расширить сферы торгового сотрудничества с Китаем и решать экономические проблемы. То есть американский лидер демонстрирует умение действовать многовекторно.
Кстати, когда мы говорим о визите нашего президента в Америку, то прежде всего рассматриваем этот визит через призму имиджа. Казах без понтов - беспонтовый казах (смеется). Но я бы хотел обратить внимание: Трамп рассматривает заключенные сделки с Казахстаном через ту призму, которую нам не помешало бы взять на вооружение. Цитирую: “У нас потрясающие отношения с Казахстаном с точки зрения экономики. Много товаров покупается у нашей страны, что означает большое количество рабочих мест в таких компаниях, как “Дженерал электрик” и “Боинг”… То есть сделка с Казахстаном позволит создать столько-то рабочих мест. И вот это заявление Трампа очень важно.
- За последние несколько лет Нурсултан Назарбаев уже не раз демонстрировал мировой политической элите: он не просто глава одной из центрально­азиатских стран, но лидер, чей непререкаемый авторитет и политический вес позволяют быть медиатором в весьма непростых конфликтах. Сейчас отношения между Россией и Западом можно охарактеризовать как напряженные. Сможет ли наш президент стать посредником, способным вызвать оттепель в российско-американских отношениях?
- Естественно, хотелось бы, чтобы это произошло. Когда два лидера ядерных держав шаг за шагом сползают к холодной войне, очень желателен кто-то, способный их примирить. Наш президент предпринял такую попытку: не случайно же он заявил, что ситуацию в Афганистане и в Корее невозможно урегулировать без участия Китая и России. Но вопрос в том, что позиция США не изменилась. И она не изменится, поскольку Россия сейчас выступает за восстановление своего военного потенциала. А это вступает в противоречие со всеми стратегиями США. Честно говоря, невозможно сейчас примирить Вашингтон с Москвой. Никто не сможет этого сделать, пока США не убедятся в опасности потенциального военного столкновения с Россией и Китаем. И попытка США изолировать Россию, отрезать ее от новейших научных достижений не учитывает роста военных приготовлений Москвы, стремящейся выйти из этого положения при помощи быстрого развития военно-промышленного комплекса. Вспомните слова Редьярда КИПЛИНГА: “Запад есть Запад, Восток есть Восток...” И нам нужно исходить из этих реалий.
- Сейчас многие у нас говорят: визит Назарбаева в Вашингтон превзошел все ожидания. И ожидают каких-то значимых изменений в отношениях между США и Казахстаном...
- Я тоже считаю, что этот визит - крупнейшее достижение казахстанской дипломатии. На мой взгляд, казахстанский МИД заслуживает самой высокой оценки, потому что организовать такой визит и организовать заседание Совбеза ООН под председательством президента Казахстана - это дорогого стоит. Наши дипломаты сделали великолепную работу. Я снимаю перед ними шляпу!
Но нам нужно исходить из следующего: мы договорились о расширении стратегического партнерства с США в XXI веке. Мы договорились об укреплении экономического сотрудничества. Думаю, что без Запада в целом (и без США - в частности) провести перевооружение казахстанской экономики невозможно. Вот почему для нас очень важны слова Трампа: “Я рассматриваю Казахстан как сильную, суверенную и независимую страну, как ценного друга и стратегического партнера в Центральной Азии”. Это признание очень ценно. Но! Не надо страдать, как говорил Салтыков-Щедрин, центропупизмом. Казахстан - среднеразмерное государство. То, что США рассматривают нас как стратегического партнера в Центральной Азии, - это высокая политическая оценка.
Правда, в плане экономического сотрудничества без ложки дегтя не обошлось. Хорошо, конечно, что мы подписали соглашение о закупке тепловозов, самолетов и т. д. Хотя, наверное, надо было говорить и о создании в Казах­стане совместных предприятий по строительству этих локомотивов, самолетов. Но, как говорится, что сделано, то сделано.
- В Казахстане многие обратили внимание, что на фотографиях со встречи двух президентов присутствует Дарига НАЗАРБАЕВА. Сразу же начались различные рассуждения на этот счет…
- Давайте не будем впадать в крайности. Вполне возможно, что ее могли презентовать в Вашингтоне как будущего представителя Казахстана при ООН.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть