3369

НалогообЛАЖание, или Почему введение единого социального платежа - хорошая новость для безработных

События развиваются стремительно: не успели снять с должности прежнего социального министра Тамару ДУЙСЕНОВУ (по-отечески раскритикованную президентом за то, что не справилась с формализацией самозанятых) и посадить в это кресло еще не “уставшую” Мадину АБЫЛКАСЫМОВУ, как молодой и энергичный министр вместе с таким же еще далеким от пенсии (и от больниц, надеюсь, тоже) министром экономики Тимуром СУЛЕЙМЕНОВЫМ доложила на заседании правительства о решении проблемы. Решение простое и с виду даже изящное: для всех, кто не числится на официальной работе, вводится единый социальный платеж (ЕСП), в котором сразу будут упакованы как бы подоходный налог с этого нигде не работающего гражданина - 10%, еще 10% - взнос в Фонд социального страхования (это где больничные листы и декретные) и два раза по 40% - взносы в ЕНПФ и Фонд медицинского страхования.

Не торопитесь на митинги и не рвите на себе волосы от отчаяния, господа (в смысле - господа своего времени) самозанятые. У меня для вас две новости, и обе хорошие. Одна, правда, маленькая, зато вторая побольше.
Итак, первая новость: сумма ЕСП при всей многочисленности и солидности претендующих на ваши деньги учреждений невелика. Предполагается, что с горожан будут брать по одному МРП (минимальный расчетный показатель), равному на этот год 2405 тенге в месяц, а с обитателей сел и аулов - половину или даже треть от того.
Что же касается хорошей новости побольше, то она такая: не захотите платить (или просто замешкаетесь, или денег свободных не окажется) - не платите. И ничего вам за это не будет! По той простой причине, что у государства нет ни аппарата, ни способов отлавливать неплательщиков и как-то воздействовать на них. Кроме звонков, например, из ЕНПФ и уговоров: вот, дескать, хорошо бы вам формализовать свой статус, подумать о будущей пенсии... Возможно, на кого-то это действительно подействует. Как отчиталась упомянутая выше Мадина Ерасыловна, с начала года из 2,7 млн. лиц без статуса актуализированы 607 тысяч человек, а от 197 тысяч из них даже стали поступать пенсионные взносы.
Конечно, многие из тех, кто повпечатлительнее, услышав в трубке голос, предрекающий потерю пенсии и больничного лечения, вытащат и заплатят пресловутые две тысячи четыреста, пусть и лишившись после этого последних пяти тенге. А если своей головой подумать? Много ли вы накопите на пенсию, откладывая по 962 тенгушки в месяц и как вас вылечат с медицинской страховкой на такую же сумму? Тем более на селе, где и сосредоточена основная масса неформалов... Спрашивается, чего добивается правительство, устраивая ежемесячную чехарду со сбором сущих копеек и имея “в уме” заведомое большинство все равно не платящих?
Именно этот вопрос об интересе самого правительства - он и есть основной. И ответ на него, господа потенциальные плательщики (неплательщики) “налога на безработных”, вас окончательно успокоит. Однако, прежде чем раскрыть истинную причину, поводим вас по отвлекающим версиям.
Итак, как двести рублей не могли спасти гиганта мысли, так и мизерная величина ЕСП не спасет накопительную пенсионную и страховую медицинскую системы. Наоборот, они перегружают их неокупающимися почтовыми и административными расходами на колготню с пересылкой, делением и учетом копеечных поступлений от уговоренных на взносы. И все только ради того, чтобы отчитаться перед президентом: самозанятых в стране больше нет.
Так ведь и отчета-то не получится: в выстроенной у нас экспортно-сырьевой экономике скрытая безработица, она же неформальная занятость, имеет структурный характер. Тем самым двум миллионам семистам тысячам казахстанцев “без статуса” в родной стране просто нет легальных рабочих мест. Думать же, что министерскими программами занятости, какими-то микрокредитами или статусами индивидуального предпринимательства можно решить эту структурную проблему, наивно. Все это хорошо для распила средств господдержки, а для реальной занятости нужна другая экономическая модель.
Поэтому затеей с ЕСП правительство фактически роет себе яму. Дело это гарантированно провальное, ибо первоначальные рапорты о вовлечении народа в платежи сменятся оттоком. В самом деле, уговорили: платил человек шесть месяцев, год, даже полтора, а потом бросил. Что с этим делать? Министры додумаются, конечно, вписать в законопроект норму о том, что гражданам без статуса не будут давать какие-нибудь справки, не станут принимать в больницах и откажутся продавать, допустим, билеты на поезд. Но жестокость запретов такого рода будет привычно компенсироваться необязательностью их исполнения. А попытайся правительство переусердствовать - оно рискует возмутить народ.
Так зачем он все-таки придуман - этот “платеж средь бела дня”?
Правильный ответ таков: правительство не думает - оно исполняет. Что именно? В основном предначертания иностранных консультантов в области экономики, а на самом деле в области чистейшей политики. Политически же для наших иностранных друзей принципиально важно сохранить внешне ориентированную экономическую модель и окончательно разрушить еще советские социальные институты и привычки. В частности, принцип “все за всех” должен быть переведен в формат “каждый за себя”. На это еще двадцать лет назад был направлен переход на накопительную пенсионную систему с полным отказом от солидарной. Не получилось: ЕНПФ существует лишь небольшим довеском к тем же солидарным пенсиям. Но надо додавливать. Тем более что на кону переход на страховую медицину - тоже замена солидарной идеи взаимодействия государства и граждан на индивидуальную.
Эти заморские консультанты - они же ни экономики нашей, ни социальных реалий не знают и не понимают. Между нами говоря, таким пониманием не блещут и многие наши министры, оттого и затевают неосуществимое, только зря напрягая самозанятых. Поэтому правильное поведение для объектов такого “налогооблажания” - расслабиться и спокойно понаблюдать, пусть даже и без удовольствия.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА


Поделиться
Класснуть