2498

О бедных клиентах замолвите слово...

В спорах экспертов о том, нужен ли рынок онлайн-кредитования в Казахстане и есть ли необходимость регулировать этот сектор на государственном уровне, не учитывают мнения простых казахстанцев, которые берут срочные займы для работы, обучения или лечения.
В редакцию “Времени” обратились сразу три заемщика, которые от лица большинства хотят задать вопросы власти через нашу газету.

Ернур КЫМБАТ уже четыре года является клиентом организации, выдающей займы до зарплаты и онлайн-займы.
- Первый раз взял кредит после операции - не хватало средств на реабилитацию, так как находился на больничном, - рассказывает Ернур. - Обратившись, получил за 20 минут необходимую мне сумму, предоставив только один документ - удостоверение. Сразу купил необходимые мне лекарства. Благодаря этому я быстро пошел на поправку и в скором времени вышел на работу. Заем свой погасил вовремя, без просрочек.
Ернур до сих пор продолжает пользоваться услугами кредитных организаций и советует их коллегам и друзьям, потому что видит в них только положительный эффект: быструю скорость рассмотрения заявок, минимальные сроки, удобство, отсутствие документальной волокиты, простоту получения денежных средств. Но недавно из социальных сетей он узнал о том, что организации, выдающие онлайн-займы, могут запретить, и поэтому обратился к нам в редакцию, чтобы мнения простых заемщиков могли учесть, прежде чем выносить такое решение, и предупредить последствия, к которым оно может привести.
- Меня очень расстроит, если это действительно произойдет, - продолжает Ернур. - У меня вопрос к вышестоящим органам: закрывая такие организации, что вы можете предложить взамен этих услуг рабочему классу? Куда можно обратиться в трудной ситуации за помощью и поддержкой? Ведь обращаться в банки крайне неудобно - там требуют много справок и документов, кредиты выдают на длительные сроки, в то время как мне требуется на несколько дней небольшая сумма до зарплаты. Нельзя забывать, что обычный народ нуждается в финансовой поддержке таких компаний.
Вполне уместные вопросы мужчины, которому онлайн-заем помог в трудной жизненной ситуации, невольно отсылают к исследованию известного политолога Марата ШИБУТОВА “Оценка регуляторного воздействия на рынок онлайн-кредитования”, проведенному еще год назад. А пару месяцев назад эксперт по итогам исследования прогнозировал два сценария развития: негативный, где комиссию ограничат до такого уровня, что легальные и профильные компании уйдут с рынка, а люди за неимением возможности занять до зарплаты начнут люмпенизироваться и воровать либо пойдут за деньгами к серым и черным криминализированным ростовщикам. Позитивный сценарий - компромиссное и согласованное с Национальным банком регулирование деятельности онлайн-компаний.
С этим вариантом сценария согласен и самозанятый таксист Бахытжан ТАЖИБАЕВ, который не смог бы прокормить семью и двоих детей (вот-вот появится и третий) без онлайн-займа на ремонт машины, которая является единственным источником его дохода.
- Никто не застрахован от разных проблем, которые иногда возникают неожиданно. Я зарабатываю извозом, бывает, что ломается машина, - пояснил Бахытжан, приехав к нам в редакцию. - Обращаться к родным или друзьям, с одной стороны, мне неудобно, с другой - у них иногда не бывает денег. В банках мне кредит не дадут, потому что я самозанятый, нет подтверждения доходов, нет отчислений. Да и мне кредит банка невыгоден, потому что там большие суммы и на большой срок и там накапливается большая сумма переплаты. Поэтому я и пользуюсь онлайн-займами - мне нужны маленькие суммы и на короткий срок, не надо никуда ходить, собирать справки. Взял деньги, починил машину, заработал, закрыл заем. Конечно, там тоже есть проценты, но я закрываю свои займы без просрочек, и переплата небольшая. По-моему, это стоит того, что я получаю деньги тогда, когда мне нужно - ночью или в выходные.
- По новостям и от знакомых я услышал, что онлайн-займы хотят запретить, - продолжил Бахытжан. - Насколько я понял, власти слушают людей, у которых проблемы с кредитами. Но я считаю так: они сами виноваты в том, что вовремя не погашали займы. Ведь если ты взял, то будь добр - отдай, такой же принцип действует и в банках, но ведь их никто не предлагает закрывать, а неплатежеспособных заемщиков еще больше! Я считаю, что нельзя закрывать компании, выдающие онлайн-займы, надо ввести государственное регулирование, ведь это бизнес, который работает по действующим законам. Если я не смогу брать онлайн-кредиты, то кто гарантирует мне, что будут другие кредиты - небольшие, на неделю например, и чтобы никуда не надо было ездить?
А между тем и заемщики, и эксперты, которые высказываются против онлайн-кредитования, признают: спрос рождает предложение, поэтому рынок онлайн-кредитования постоянно растет. Об этом говорит статистика. Ведь основные заемщики - это те, кому отказывают банки второго уровня из-за отсутствия кредитной истории или ее нарушений, неформально занятые, продуктивно самозанятые, микропредприниматели. Среди них одна алматинка, которая пожелала поделиться своей историей только на условиях анонимности, из-за того что сначала подписала петицию за закрытие компаний, выдающих онлайн-займы, а потом передумала. Почему же?
- На самом деле онлайн-займами пользоваться очень удобно, я была постоянным клиентом таких компаний. Брала кредиты для мужа на пять дней, сразу же закрывала. А потом взяли очередной заем, а муж потерял работу. Не смогли вовремя вернуть. Получается, мы сами виноваты в том, что не смогли погасить долг, - пояснила нам по телефону женщина. - Поэтому когда увидела пост в Инстаграме о петиции против онлайн-кредитов, то подписала его. Но потом, когда я все равно не смогла ничего вернуть, обратилась в эти компании, рассказала, что нахожусь в очень тяжелом положении. И представляете, мне пошли навстречу, хотя это невыгодно для них. Чисто по-человечески меня поняли, сделали реструктуризацию, списали пеню из-за просрочки. За это им большое спасибо. Тогда я убрала свою подпись с петиции.
В Ассоциации компаний онлайн-кредитования пояснили, что в 2017 году, по информации НБ РК, на сервисах онлайн-кредитования было всего 52 жалобы и при этом 248 тысяч заемщиков, нашедших решение своих текущих жизненных проблем. По статистике в республике 2,2 млн. самозанятого населения и плюс 1,5 млн. неформально занятых граждан страны. Это наши соотечественники, которые работают, имеют заработок, но не могут его подтвердить и поэтому не могут рассчитывать на банки в случае неожиданных финансовых затруднений. Очевидно, что интересы большинства потребителей должны обязательно учитываться в процессе принятия законодательного решения. Кроме того, законопослушные компании предлагают самый действенный механизм защиты своих заемщиков - ограничение размера переплаты по кредиту величиной одной суммы долга от кредита. То есть если заемщик взял кредит в 10 тысяч тенге и не смог вовремя вернуть, то вся переплата со всеми комиссиями, штрафами и т.д. составит не более 20 тысяч. Так клиенты будут надежно защищены от больших начислений и процентов.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы


Поделиться
Класснуть