2609

Платежи в шкафу,

или Всё это слишком хорошо, чтобы быть правдой

     Честно сказать, я напуган, потому и пишу. А напугало меня вполне-таки позитивное и где-то даже обнадеживающее мероприятие: “круглый стол” по обсуждению грядущего ЕСП (единый социальный платеж), состоявшийся на минувшей неделе в южной столице.

На этом - без преувеличения! - событии совпали сразу два редчайших момента. Во-первых, на приглашение общественной организации откликнулось не просто госведомство - явилась сама министр труда и соцзащиты населения страны Мадина АБЫЛКАСЫМОВА. Во-вторых, независимые эксперты не критиковали министерский законопроект, как это обычно бывает, а где-то даже консолидировались вокруг него. Еще бы им не консолидироваться, если к концу дискуссии в воздухе повис только один вопрос: все это слишком хорошо, чтобы быть правдой!
Плательщикам ЕСП государство обещает расширить социальную поддержку, встать на защиту их трудовых и экономических прав. Его смогут платить те, кто оказывает услуги другим физлицам или продает гражданам свою продукцию, например с огорода, без образования юрлица (ИП, фирмы и т. д.) и имеет доход, не превышающий 247 тыс. тенге в месяц. Это таксисты-частники, труженики личных подсобных хозяйств, домработницы, репетиторы, нянечки, сантехники и даже домохозяйки.
Если вы сдаете квартиру в пределах этой суммы, тоже можете перейти на режим ЕСП. Если вы вдруг кого-то “любите” за такую же сумму, вам тоже можно его платить. Так получается.
Причем у ЕСП нет никакой фискальной цели. Это добровольный режим, и не предвидится никаких санкций за его неуплату. То есть, как и сейчас, можно ничего не платить. Нет никаких штрафов. Не то что у ипэшников с их упрощенкой (четыре платежа для ИП по патенту и пять - для ИП по упрощенной декларации)!
Зато проведя этот очень небольшой платеж (в месяц всего лишь 2,5 тыс. тенге, если вы горожанин, и половину от этой суммы, если вы в селе обитаете) со своих доходов, самозанятый гражданин сразу же:
1) участвует в накопительной пенсионной системе и с полным правом может претендовать на базовую выплату;
2) получает доступ к услугам здравоохранения, неограниченным по сумме и видам в рамках обязательного соцмедстрахования;
3) получает социальные выплаты по случаю утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, беременности и родов, ухода за ребенком до одного года.
Более того, эта сделка не в пользу государства: за пять лет потери бюджета составят как минимум 10 млрд. тенге. Плюс потери от очевидного перетока на ЕСП с других режимов, например с ИП по упрощенной декларации.
Все, цитирование закончили, давайте переведем спертый от восторга дух и тоже недоверчиво спросим: неужели такое замечательное государственное нововведение - феноменально малое по затратам плательщика, обе­щающее так много, да еще и сугубо добровольное, может быть правдой?!
Подтверждаю: все изложенное - чистая правда.
А дальше я вам расскажу, как, на мой взгляд, будет потом. Закон примут, он поработает год-другой, особо плательщиков не прибавится. И вот продвинутые эксперты соберут другой “круглый стол”, пригласят министра и скажут: мол, колхоз - дело добровольное, кто не вступил, тот опоздал, это его выбор, но отныне декретные, пенсии и медобслуживание - только для членов государственного профсоюза; а кто не платит - пусть гуляет без соцзащиты. И это, дружно покивают головами лучшие в нашей стране экономисты, социологи, пиарщики и журналисты, логично и справедливо. Чай, не в СССР живем, а в рынке!
А чуть позже организуют еще один шкаф, простите - стол, за которым общественники и министр сольются в понимании, что на гроши, которые собирают через ЕСП, ни пенсий, ни мед­обслуживания не получается. И потому надо поднимать налог на самозанятых до самоокупаемости. Что безукоризненно логично и справедливо. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Тут и сказке (то бишь той самой правде) конец.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее