⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Станция назначения - стабильность

Лэйла ТАСТАНОВА

Одна из крупнейших национальных компаний страны - АО “НК “Қазақстан темір жолы”  - переживает непростые времена

     Опубликованный в июне нынешнего года финансовый отчет компании дал аналитикам очередной повод для похвалы и в то же время - для критики. Сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация: операционная прибыль железнодорожников выросла почти втрое. Однако весьма существенно выросла долговая нагрузка. Итог: первое полугодие оператор ж/д перевозок завершил с отрицательным финансовым результатом - 5,3 млрд. тенге.
О финансовом положении компании, а также о перспективных направлениях ее развития в интервью “Времени” рассказал заместитель председателя правления по финансам АО “НК “ҚТЖ” Жаслан МАДИЕВ (на снимке).

- Причина отрицательного финансового результата исключительно в колебании курса национальной валюты. Как известно, в июле тенге по отношению к доллару начал ослабевать. Поэтому отрицательный финансовый результат по курсовой разнице за этот период составил 14,2 млрд. тенге. Хотя операционная прибыль ҚТЖ за шесть месяцев этого года составила 63 млрд. тенге. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то операционная прибыль была почти втрое ниже - 23 млрд. тенге.
Благодаря этому наша компания располагает средствами, достаточными для исполнения всех своих обязательств, в том числе для планового развития инфраструктуры, проведения капитального ремонта путей.
- Как планируется преодолевать негативное влияние колебаний курса доллара?
- Приведу конкретные цифры: год назад падение курса на один тенге приносило нам убыток в 3,3 млрд. тенге. Сейчас эта зависимость снижена до 2,2 млрд. тенге. Иначе говоря, влияние валютного риска на наше финансовое самочувствие ослабло на 30 процентов. Сегодня мы сокращаем валютные займы, переводим их в благоприятные валюты - тенге, рубль и швейцарский франк. Мы привлекли российские деньги, выйдя первыми среди зарубежных эмитентов на российский рынок облигаций.
- А чем выгоден швейцарский франк?
- Тем, что у нас есть выручка в этой валюте. Ее мы получаем в основном от транзитных перевозок. Долги в швейцарском франке - это естественное хеджирование, которое помогает не подвергаться риску валютных колебаний. Сегодня все наши долги мы пытаемся конвертировать в тенге, рубли и франки. И такая работа уже дает результаты: влияние долларового курса постепенно снижается.

- Тем не менее согласитесь, что говорить о полной дедолларизации вашей компании пока очень рано. А если к концу года произойдет очередной скачок доллара, не станет ли финансовое положение ҚТЖ критическим?
- Не станет, потому что мы продолжаем генерировать операционную прибыль. К концу этого года планируем увеличить ее на 70 процентов по сравнению с прошлым годом и довести до уровня 170 - 175 млрд. тенге. Так сложилось, что 40 процентов доходов мы получаем только в первом полугодии, 60 - во втором. Так что основные финансовые потоки нас ждут впереди.
- В полугодовом финансовом отчете, о котором упоминалось выше, некоторые цифры, прямо скажем, настораживают. Например, долг компании в 1,2 трлн. тенге. Перед кем у вас образовалась столь астрономическая задолженность?
- ҚТЖ привлекает диверсифицированные источники фондирования: внешние - в виде еврооблигаций и локальные - от единственного акционера - АО “Самрук-Қазына” посредством выпуска облигаций, а также деньги ЕНПФ и транши из Национального фонда. Средства под определенные проекты заимствуются также в коммерческих банках. Да, долг, конечно, немалый. Но не надо вырывать эту цифру из контекста: если сопоставить задолженность с генерируемым компанией доходом, то видно, что ситуация отнюдь не критическая. Кроме того, долг постепенно сокращается за счет собственных средств. В 2015-2017 годах задолженность группы компаний АО “НК “ҚТЖ” снизилась на 7 процентов.
- Что же тогда повлияло на рост долга нацкомпании в целом?
- Против нас сыграла девальвация. В 2015 году, когда произошел резкий скачок курса доллара, долг ҚТЖ вырос сразу на 500 млрд. тенге, достигнув 1,4 триллиона. Как видно из финансовой отчетности, за последние три года 100 млрд. тенге мы уже погасили.
- Скажите, зачем вообще привлекать заемные средства в такой турбулентной иностранной валюте, как доллар?
- Во-первых, на момент заимствования на внутреннем рынке отсутствовала ликвидность в тенге в необходимом нам объеме. Во-вторых, это были дешевые деньги, да и процентные ставки были очень низкие. Несмотря на все минусы, эффект, который принесли заемные деньги, вполне компенсирует негативное влияние девальвации. Благодаря займам нам удалось приобрести 489 новых локомотивов, более 18 тыс. грузовых и 613 пассажирских вагонов. Построено и отремонтировано порядка 3 тыс. километров железнодорожных путей. Это помогло снизить износ основных активов компании с 78 до 53 процентов. На железной дороге срок полезной службы - 40 лет. Это значит, что при износе в 50 процентов у нас имеется задел еще на 20 лет. И все это благодаря привлеченным заемным средствам в иностранной валюте.
- Недавно АО “Самрук-Ќазы­на” заявило, что дополнительно выделяет заемные средства. Куда планируете направить эти деньги?
- Действительно, благодаря поддержке “Самрук-Қазына” мы планируем получить деньги для рефинансирования дорогих займов как в тенге, так и в валюте. Это, с одной стороны, не приведет к увеличению долга компании, а с другой - поможет сократить расходы и уменьшить валютные риски.
- Заемные средства “Қазақ­стан темір жолы”, насколько нам известно, вкладывает также в свои инвестиционные проекты. Расскажите о них подробнее.
- Один из важных инвестиционных проектов - строительство СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”. Для его реализации мы привлекли крупнейшего китайского инвестора Cosco Shipping. Инвестиционный проект генерирует ежедневную выручку. Сегодня у нас в сутки поезда проходят тысячу километров, постепенно мы хотим довести этот показатель до 1,5 тыс. Чтобы улучшить транзитный потенциал и конкурентоспособность Казахстана, мы должны регулярно улучшать инфраструктуру, обеспечивать быстрый проход поездов. К слову, благодаря модернизации инфраструктуры и обновлению активов в год мы зарабатываем почти 1 трлн. тенге.
- Немалую часть прибыли ҚТЖ получает за счет транзитных грузоперевозок. Глава государства поставил перед компанией задачу увеличить к 2020 году объем транзита. Как выполняется это поручение президента?
- Да, перед нами стоит задача, чтобы к указанному сроку через Казахстан проходило 2 млн. контейнеров в год. На этот год у нас в плане пропустить транзитом 500 тыс. контейнеров. Грузооборот в транзитном сообщении в первом полугодии 2018 года продемонстрировал хорошую динамику, составив 14,9 млрд. тонно-километров, что выше, чем в аналогичном периоде прошлого года, на 27,2 процента. Объем перевозок грузов в транзитном сообщении за это полугодие составил 8,3 млн. тонн - это на 23 процента больше, чем в первом полугодии 2017 года. Такой рост удалось обеспечить за счет увеличения перевозок зерна, черных металлов, строительных грузов и древесины из России в страны Центральной Азии, удобрений - из Узбекистана на Украину, из России в Китай. Сохранена динамика перевозок контейнеров в сообщении Китай - Европа - Китай, которые занимают 43 процента в нашем общем объеме транзитных перевозок.
Мы очень тесно сотрудничаем с китайскими провинциями, потому что у них есть программа субсидирования грузоотправителей. В частности, на маршрут Китай - Европа - Китай делаем большую ставку. Положительным моментом можно считать рост обратной загрузки: если в 2012 году вагоны и контейнеры уходили из Китая в Европу полными, но возвращались порожняком, то сейчас они отправляются в обратный путь загруженными на 50-60 процентов. Это происходит благодаря росту благосостояния китайцев - они больше начинают использовать европейскую продукцию.
- Как развиваете приграничную инфраструктуру?
- Мы построили порт Курык, который обеспечивает авто- и железнодорожные переправы через Каспий в Азербайджан и на Европу. Постоянно развиваем наш транспортно-логистический центр, строим склады высокого класса. Привлекаем зарубежных партнеров в качестве инвесторов, перенимаем у них опыт в развитии данного бизнеса. В целом можно сказать, что ҚТЖ развивает такие транзитные направления, как Китай - Европа - Китай, Китай - Центральная Азия, Россия - Центральная Азия, Китай - Кавказ - Турция и другие.
- Какова сейчас доля доходов от транзитных перевозок в общем пакете ҚТЖ? И до какого уровня планируется их повысить?
- На сегодня доля транзита в грузовых доходах составляет порядка 30 процентов, то есть 280 млрд. тенге в год. В целом на грузовых перевозках мы зарабатываем 950 млрд. тенге. Если мы будем пропускать через Казахстан 2 млн. контейнеров в год, то сможем получить порядка 4-5 млрд. долларов в год.
В заключение отмечу, что международные рейтинговые агентства при оценке АО “НК “Қазақстан темір жолы” отмечают положительную динамику. Так, Standard&Poor’s пересмотрел прогноз по кредитным рейтингам ҚТЖ с негативного на стабильный. В апреле этого года также улучшился один из компонентов рейтинга: собственная кредитоспособность. То есть благодаря нашей активной работе по погашению долгов позиции компании в международном рейтинге существенно улучшились. Для нас это большой результат.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлены пресс-службой АО “НК “КТЖ”, Астана

Загрузка...
Астропрогноз
с 18 по 24 октября

Золотые слова

«- Если 4 сентября тенге продавался по 365 (имеется в виду тенге за доллар. - Ред.), то 12 сентября уже по 380. Возникает вопрос: кто воспользовался ситуацией и скупил всю валюту? Очевидно, что это не население. »

Аманжан ЖАМАЛОВ, депутат мажилиса:
Сказано на пленарном заседании палаты.
Вопрос на засыпку

Где вы храните свои пароли и PIN-коды от платежных карт?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева