2612

Хорошо в краю родном!

     Медом, дойкой верблюдиц и дегустацией вин намерено заманивать туристов в аулы управление туризма Алматинской области. Желающим вернуться к своим истокам оно даже организовывает агротуры, где предлагает не только подышать свежим воздухом, но и принять участие в создании продукта. На один из таких туров попали и мы.

Мечта Винни-Пуха
На меду и укусах пчел построил свой бизнес житель дачного общества “Коклайсай” Карасайского района Павел КОНОВАЛОВ (на верхнем снимке). Более того, пчеловод просит не верить тому, что существует майский мед, а кипяток делает его опасным для здоровья.
- В мае цветут яблони, груши, одуванчик. Максимальный взяток - 200 граммов, этого не хватает даже, чтобы прокормить пчел. И если пасечники ранней весной качают мед, он на 60-70 процентов состоит из сахарного сиропа. По­этому его не стоит покупать, - советует пчеловод, обосновавшийся в горах Иле-Алатауского национального природного парка.
А своим названием майский мед, оказывается, обязан коммунистам. До революции пчеловодством занимались лишь послушники в монастырях. Они собирали осенью весь мед, потом спускали его в погреба. Доставали лишь вес­ной - к тому времени он созревал. Это был очень качественный мед. Его в те времена называли монастырским, или царским. Поз­же пришли большевики и решили, что этот продукт пчеловодства не может носить антикоммунистическое название, и переименовали его в майский.

Семья Коноваловых перебралась сюда еще десять лет назад. Как утверждает глава семейства, хотели быть ближе к природе.
- Как-то к нам постучалась наша соседка, которая работала на пасеке. Ей зарплату выдали ульями. Она не знала, куда их девать, и предложила нам купить. Мы согласились, - рассказывает Павел Коновалов.
Так банальный случай перевернул размеренную жизнь семейства. Не имея понятия о том, как обращаться с пчелами, они все же взялись за дело.
- Мы нашли того пчеловода, который расплатился со своей работницей ульями, и попросили его по возможности помочь нам. Он согласился. Мы получили от него много полезной информации, - продолжает Павел.
Как говорится, новичкам всегда везет. У Коноваловых все пошло отлично. Они получили первый мед и пыльцу. И самое главное - распродали всю эту продукцию.
- Нас окружают горы, чистейший воздух, горная ледниковая вода, огромное разнообразие флоры и фауны Иле-Алатауского национального природного парка, - говорит пчеловод. - Для пчел это рай. Они улетают за медом в горы. Бывает, 10, а то и 15 километров преодолевают. Там, высоко в горах, такое изобилие разноцветья. То, что пчелы - трудяги, знают все. Меда заготавливают столько, что его хватает не только на пчелиную семью, но и нам тоже.
На небольшом участке семья возвела два огромных дома из срубов, баню, домик для апитерапийных процедур и магазин. Павел нас в дом не пустил, сказал, что он только для иностранцев. Зато показал маленькое помещение, похожее на предбанник. Внутри тесной комнатки, кроме лавки и дохлых пчел, ничего не было.
- У пчел очень сильная энергетика. Они вернули к жизни мою родственницу, которая практически умирала после операции, - говорит Коновалов.
- Ароматерапия - это запах маточного молочка, меда, пыльцы, перги, пчелиного яда, оздоравливает дыхательную систему. Когда вы лежите в магнитном поле расплодного гнезда, восстанавливаются силы, - говорит пчеловод.
Как он это сделал, спросите вы. Да просто: соорудил полку-кровать, внутрь которой помес­тил четыре улья. На этой кровати его тетка спала каждый день по два часа. Сегодня эта процедура пользуется особым спросом у посетителей.
Сейчас у пчеловода тысяча семей. Вместе с женой Еленой Павел добился больших успехов: поставил собственную линию по производству вощины, создал небольшое матковыводное хозяйство, разработал собственный бренд, расширил ассортимент производимых товаров, запустил линию по производству подарочной и сувенирной продукции. Даже зарегистрировал сайт и организовал интернет-торговлю.
Коноваловых знают, с ними советуются, слушают их лекции. И самое главное - к Павлу идут, чтобы посмотреть, как он добывает мед.

Шубат - залог здоровья!
- Не бойтесь рисковать, - говорит глава крестьянского хозяйства “Даулет-Бекет” Сыдык ДАУЛЕТ, чьи владения были вторыми в списке пресс-тура.
В своей жизни этот человек рис­ковал не раз, но добился успеха. В нулевых годах про его хозяйство практически никто не знал. Кроме тех 50 человек, которым он с женой продавал яйца.
- Целые шли влет, а битые мы складывали в мешочек, чтобы потом приготовить детям еду, - вспоминает Сыдык. - Они все понимали и кушали то, что им приносили. А могли же и капризничать. Я благодарен Аллаху, что он дал мне таких сознательных малышей. И тогда я поклялся, что буду из кожи вон лезть, но заработаю на мясо!
Пока бизнесмен рассказывал о своей судьбе, журналисты отведывали свежие баурсаки и пили шубат.
- Однажды в Акши из Узбекистана переехал один богатый аксакал. Звали его Абиш-ата. Добро его еле поместилось в четыре вагона, - говорит Даулет. - Разгружали мы их почти неделю. Приглянулся мне тогда один верблюд в его стаде. Он как-то отличался - постоянно отбивался от других животных. Больше держался возле людей, словно понимал их язык. Выбирал отборную траву, не пил грязную воду.
Тогда Сыдык попросил у отца и братьев в долг денег. Спустя некоторое время ему удалось уговорить аксакала продать того верблюда. Так у простого продавца яиц появилось свое животное, с которого и начало расти большое стадо.
Сейчас у него собственная ферма, где содержится более 5000 голов верблюдов, мини-завод и семь торговых филиалов по Казахстану. Общий объем пастбищ - 28 800 га.
Компания выпускает самый большой перечень продуктов среди отечественных производителей и всегда заботится об удовлетворении запросов казахстанцев.
В линейку производимой продукции входят йогурты из верблюжьего молока, курт, балкаймак, мясо и верблюжья шерсть.
Основной деятельностью же стало производство шубата, который не содержит консервантов и иных добавок. Он состоит только из верблюжьего молока. Такую технологию производства разработали совместно с зарубежными специалистами. Качество сырья сертифицировано и постоянно контролируется надзорными организациями страны. В 2009 году Сыдык запустил цех по переработке верблюжьего молока и первым в Казахстане стал выпускать бутилированный продукт под названиями “Улучшенный шубат” и “Биошубат”.
- Недавно встретил детей Абиш-ата, почему-то они решили, что с тем верблюдом ко мне ушло все богатство аксакала, - признается Сыдык. - Я не суеверный человек, просто попытался объяснить этим людям, что надо было трудиться, приумножать то поголовье, которое им досталось в наследство от отца. Но они меня не поняли.

Истина - в вине
Компания “Голд продукт”, работающая на казахстанском рынке с 1998 года, сегодня является одним из крупнейших производителей вин, известным каждому казахстанцу под торговой маркой “Тургень”, а также плодоовощной консервированной продукции “Тургеньская марка”, Goldy и соков Goldy и “Добрыня”.
Как рассказывает управляющий производством Виталий ВАЛЬКОВ, основным направлением компании является виноделие, которое составляет около 70% от всей структуры и представлено Тургеньским производственным комплексом и Шеликским заводом первичного виноделия.

- Ассортимент винных коллекций торговой марки Тургень насчитывает более 100 наименований, - говорит Вальков. - Наши преимущества - рекордные площади собственных виноградных плантаций, составляющие более двух тысяч гектаров и расположенные в экологически чистом природном уголке у склонов Заилийского Алатау. Мы на протяжении 15 лет ведем селекцию и выращиваем вино­град различных сортов с мировым именем, таких как пино черный, саперави, алиготе, ркацители, каберне-совиньон, шардоне, мерло, мускат, рислинг, сира.
Еще одна крупная винодельческая компания Arba Wine выращивает на 200 га виноград разных сортов. Вина Arba Wine имеют внушительное количество золотых, серебряных и бронзовых медалей, полученных как в Европе, так и в Восточной Азии.

Второй пошёл!
Когда управление туризма предложило принять участие в пресс-туре - подышать свежим воздухом, ознакомиться с производственным процессом, я отнеслась к этому скептически. Ну что я там не видела! Подумаешь, мед добывают, сыр варят, коров доят! Ан нет! Оказывается, есть чему удивиться.

- Алматинская область удобна для развития агротуризма. Она расположена между горными хребтами Тянь-Шаня на юге, озером Балхаш на севере, рекой Или на северо-востоке, а также граничит с территорией Китая. Есть у региона и неформальное название Жетысу, что в переводе означает край семи рек - Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепсы, Тентек и Коксу, - перечисляет руководитель областного управления туризма Жанар АЛЧИМБАЕВА. - Возродить туризм можно, опираясь не только на природу, но и на повсе­дневную деятельность людей, живущих на этой плодородной земле.
Как утверждает Алчимбаева, раньше фермерские хозяйства не рассматривали туризм как дополнительный источник доходов. Обслуживание гостей было на уровне делегаций, родственников и случайных гостей.
- Мы провели мастер-классы, для того чтобы фермерские хозяйства, которые заинтересованы и у которых есть база для приема туристов, уже занялись этим более профессионально, - рассказывает руководитель управления. - Это был первый этап. Теперь приступаем ко второму: организовываем информационные туры, чтобы люди могли увидеть, как растет виноград, где пасутся овцы и как делают настоящий сыр.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область

Поделиться
Класснуть