4244

Нанотехнологии и Казахстан,

или Что хотел сказать Анатолий ЧУБАЙС

     До мозга костей россиянин Анатолий ЧУБАЙС, который, как известно, во всем виноват, дал любопытное интервью одному либеральному изданию. В нем он не то чтобы отрекся от своих убеждений, но наговорил много чего перпендикулярного демократии и свободному рынку. Посетовал, например, что рынок нешибко рвется переходить на нанотехнологии, особенно финансировать такие разработки. И что хорошо бы иметь для такого финансирования что-нибудь погосударственнее, чем чисто коммерческое кредитование. Сказал даже вообще для правоверно-либерального финансиста крамольное: мол, для продвижения инноваций стоило бы использовать деньги накопительной пенсионной системы!

И то сказать: человек посажен на “Роснано” - сидит уже долго, управленческого опыта и даже таланта не занимать, пора выдавать результаты, а с этим пока… больше обещаний, чем достижений.
Характерно, что в том интервью (как тоже косвенное оправдание не слишком больших успехов собственной нанокорпорации) прозвучало и фактическое признание общей невыполнимости задачи, поставленной президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ перед российским правительством. Задача увеличить ВВП на душу населения в полтора раза к 2025 году требует годовых темпов роста в 6 и даже 7 процентов, тогда как нынешний темп - всего-то 1,6 процента.
Оторвемся от цитирования и зададимся вопросом: а почему, собственно, президент Путин держит такое, явно не справляющееся с поставленной перед ним задачей правительство?
Впрочем, оставим его россиянам и поставим более злободневный для нас вопрос: способно ли наше правительство выполнить поставленную перед ним президентом Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ задачу повысить благосостояние казахстанцев?
Нет, не так, как чиновники с испугу - после президентского пинка - решили проблему тарифов, тупо их кое-где понизив (чтобы потом, когда все уляжется - такой мой прогноз, с лихвой повысить). А именно системно, создав такую социально-экономическую модель, которая уже сама, без совбезовских авралов, создавала бы расширяющийся прибавочный продукт.
Чтобы что-то получить, надо это либо создать, либо у кого-то забрать. Создавать дополнительный продукт в рамках экспортно-сырьевой модели особо не получается - времена наращивания в разы добычи нефти, черных и цветных металлов закончились, а экспорт топчется на месте. Правда, серьезная прибавка по нефти обе­щается на Кашагане, но лучше бы ее… не было. Ведь через расширение добычи инвесторы станут отбивать свои вложения, в результате экономика Казахстана получит не дополнительные вливания, а закрепление экспортно-нефтяной привязки.
Забрать есть у кого - у тех же сырьевых экспортеров. Заставить оформлять все экспортные сделки в самом Казахстане, возвращать НДС только по высокотехнологичному экспорту - рецептов, добавляющих экономике валютные миллиарды, достаточно. Но трудновато, нет силы, способной на такое пойти.
Зато есть более осуществимый параллельный путь - расширять экспортно-сырьевую модель на свой рынок. Собственно, осуществляемые с 2009 года - по урокам тогдашнего мирового кризиса - пятилетки ФИИР (форсированное индустриально-инновационное развитие, если кто забыл) - это и есть тот самый путь. Однако путь получается с колдобинами: выделяемые государством средства успешно осваиваются, ленточки разрезаются, после чего введенные объекты индустриализации в основной массе… простаивают. Почему? Популярный ответ: все разворовывают, а объекты планируют ненужные. Но на самом деле это не так. Основная проблема - нет гарантированного сбыта. Во-первых, потому что собственно казахстанский рынок для современного индустриального производства совершенно недостаточен; во-вторых, из-за неподготовленности общего рынка ЕАЭС. Общий рынок надо именно готовить: создавать на нем системы совместного планирования, инвестирования, постоянных производственных и торговых связей.
Тут надо вот что хорошо уразуметь: тот самый мировой рынок, куда и Казахстан, и Россия вставлены через экспорт природного сырья и внешнее финансирование, отлично работает сам на себя, но… блокирует все ему не нужное. И эту блокировку бесполезно пробивать, единственный путь - просто ее обойти. То есть россияне к своим полутора процентам и мы к ожидаемым на этот год примерно четырем процентам роста ВВП в рамках экспортно-сырьевой модели можем добавлять хоть в два, хоть в три раза больше несырьевой прибавки. Но при условии, что этот общий рынок и его совместный рост, включая целенаправленное повышение платежеспособного спроса населения и бизнеса, будут подготовлены всеми участниками.
Что же мешает ускоренно приступить к совместному росту? Та же сырьевая привязка.
Владимир Владимирович Путин - он сначала президент “Газпрома”, “Сибнефти” и “Новатэка”, а потом уже остальной России. А этим организациям нужны внешние рынки, нужно долларовое финансирование и не нужны санкции. Соответственно, российское правительство и Центробанк, не торопящиеся создавать внутренний кредит, запускать несырьевое развитие и через это окончательно ссориться с Западом, данную часть правящего класса устраивают.
Сейчас на кону большая битва между США и Россией - кто сильнее закрепит за собой газовый и нефтяной рынок Европы, и Сирия с Украиной тоже фронты в этой битве. Но если заглянуть чуть дальше, логика событий все равно выводит всех на необходимость в первую очередь заняться собственными делами. Что и попытался нам сказать во всем виноватый Чубайс.

Пётр СВОИК,рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть