3106

Минэнерго в отказе

Демонстрируемая правительством борьба за энергоэффективность идет параллельно росту тарифов

     В наше скудное на хорошие новости от правительства время как никогда впечатляюще прошло заслушивание министров и акимов о мерах по повышению энергоэффективности и энергосбережению - одни достижения в устах докладчиков и постановка новых больших задач от премьера!

От Министерства по инвестициям и развитию прозвучало, что в регионах реализуются четыре проекта государственно-частного партнерства в сфере энергосбережения на сумму более 9,7 млрд. тенге, на стадии подписания еще четыре проекта. Главное же - создан ключевой элемент системы энергосбережения - Государственный энергетический реестр. На сегодня в него входят более 5 тысяч организаций. В 2016 году министерство приступило к созданию автоматизированной информационной системы. В текущем году она была запущена в пилотном режиме, и 40 процентов всех субъектов Государственного энергетического реестра предоставили информацию электронно.
Еще создана карта энергоэффективности - единый республиканский перечень проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, уже готовых к реализации через механизм широко практикуемых за границей энергосервисных контрактов. Сейчас 68 проектов карты на сумму 15 млрд. тенге уже реализуются, ежегодная экономия составляет 3,5 млрд. тенге. По еще 76 проектам карты на сумму 72 млрд. тенге ведется поиск инвесторов.
Премьер же поставил задачу еще более охватную и вполне конкретную: выработать алгоритмы снижения энергопотребления на каждую единицу продукции (тонна стали, алюминия, угля и т. д.). Кто бы спорил - надо, однако…
Сам-то я ужасно боюсь прослыть ретроградом, а потому никогда не признаюсь, что такую западную моду, как борьба за экономию каж­дой половинки-четвертинки киловатт-часа и гигакалории в наших краях да еще за выплачиваемые энергоаудиторам и экоэкономистам большие деньги, считаю… не слишком актуальной.
Да, показатели нашей энергоэффективности что на отопление-освещение жилья, что на выпуск основной продукции едва ли не в разы хуже, чем на просвещенном Западе. Но у нас, извините, не европейские зимы, главное же - унаследованная от большевиков жилая и промышленная инфраструктура. По советским еще нормам на отопление квадратного метра жилья уходит до 0,26 Гкал в год, тогда как Швеция, например, обходится 0,07 Гкал, а Германия еще меньше - 0,05. Да и у нас в некотором элитном жилье теплопотери снижены в два раза, но в целом термомодернизация наших микрорайонов заведомо дороже любой экономии топлива.
Короче, мы с вами тоже не против энергоэффективности, но желательно такой, чтобы ее результаты ощущали бы не только чугун в домнах или алюминий в электролизерах, но и такое (чуть не сказал - бесплатное) приложение к нашим природным богатствам, как… люди. Заодно со всей экономикой, не завязанной на экспорт немножко переплавленного или чуть очищенного природного сырья. А какой результат мы бы все сразу, включая и экономику, почувствовали? Снижение тарифов, конечно!
В этом смысле интересен пафосный доклад министра энергетики, тоже насыщенный достижениями. В том числе проведенными на 35 электростанциях и 19 сетевых предприятиях энергоаудитами, в результате которых предписано снижение расходов в среднем на 30 процентов. Однако как такая экономия скажется на тарифах, снижения которых недавно потребовал президент, министр не сказал. Еще бы, ведь на кону как раз их повышение, в том числе из-за ввода в 2019 году рынка мощности. Такое вот ретро­градное исполнение поручений главы государства.
И я вам скажу, почему Минэнерго пошло в отказ. Потому что еще с 2015 года, времени утверждения Плана нации “100 шагов”, оно уклоняется от совершения шагов по реорганизации отрасли с внедрением модели единого закупщика, по укрупнению региональных электросетей и внедрению новой тарифной политики с изменением структуры тарифа.
Будь шаги 50, 51 и 52 исполнены, мы бы с вами имели понятную и отслеживаемую систему, в которой одинаковые потребители по всему Казахстану имели бы одинаковые тарифы, энергоемкие предприятия - незасекреченные льготы, а все желающие - возможность добровольного перехода на двух-, трехставочные тарифы, пониженные ночью и повышенные в пиковые часы. И в таком виде, защищенные от неприятностей, мы с выгодой встретили бы предстоящее объединение казахстанского энергорынка с российским и евразийским. Однако вместо исполнения Минэнерго совершает обходные маневры вокруг Плана нации, отрасль же работает втемную.
Например, того самого энергоаудита, на который ссылается министр, попросту... нет. Нет в смысле прописанных в законодательстве институтов и процедур, позволяющих осуществлять нормирование и определение истинного положения дел на электростанциях и в сетях, оценивать эффективность эксплуатационных и инвестиционных затрат. Организовать авральные обследования, чтобы министр мог докладывать в инстанциях, министерство способно, постоянно же действующий мониторинг элементарно отсутствует.
А заключительный (и еще какой яркий!) пример насчет не закрываемых Минэнерго ниш энергоэффективности дает арест недавно назначенного вице-министра Анатолия Шкарупы за хищение 215 млн. тенге в бытность акимом города Сарани. Это уже вторая быстротечная боевая потеря - предыдущего вице-министра арестовали летом. Причем поскольку Минэнерго - ведомство разлапистое, отвечает за газ и нефть, уголь и уран, то электроэнергетика теряет не двух подряд замов, а непосредственно ответственных за отрасль.
Так вот Анатолию Шкарупе вменяют установку общедомовых измерительных приборов на… отсутствующих тепловых сетях. Вернее, выведенных из строя и замененных кустарными котельными, если не буржуйками. Возможно, фабула не столь проста и анекдотична: деньги, наверное, выделялись не только на приборы, а почему централизованное теплоснабжение не восстановлено и только ли Шкарупа виноват, надо разбираться. Выделим другой аспект: в крохотной даже в лучшие годы Сарани только на общедомовых приборах можно присвоить 215 миллионов. Сколько же тогда стоят приборы для всех 170 тысяч многоэтажек во всех городах Казахстана?
А ведь обязательная установка таких приборов еще к 1 января 2009 (!) года самыми энергичными буквами была вписана в закон, и до сих пор под это непрерывно выделяются деньги. Сколько потрачено и присвоено, подсчитать трудно, зато легко установить результат - нулевой. Ни в одном городе Казахстана система подомовых и, соответственно, общегородских достоверных измерений полезного отпуска тепла, горячей и холодной воды не налажена, истинную величину потерь никто не знает, их просто рисуют, а плату берут по выдуманным нормативам. Если уж сажать Шкарупу, то заодно и всех руководителей с исполнителями проваленной эпопеи.
Правда, Минэнерго формально ни при чем - вопиющую некомпетентность и безответственность много лет подряд демонстрируют ответственные за ЖКХ и коммунальные тарифы ведомства. Но правительство-то, демонстрирующее вот такую заботу об энергоэффективности, у нас одно…

Пётр СВОИК, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть