2320

Не новая экономическая политика

Правительство не может выскочить из ведущей под откос колеи

Не новая  экономическая политика

На сайте открытых НПА вывешен проект “Экономическая политика на средне­срочный период” - совершенно невзрачный документ, серенький даже в оформлении. Целое Агентство по стратегическому программированию и реформам (АСПиР) еще с весны громко обнадеживало нас появлением переломной такой доктрины, уверяющей, что Казахстан на пороге инклюзивного и устойчивого развития, и ведущей через этот порог. На сайте же вывешено нечто безликое, вне авторства и вне статуса, не привязанное ни ко времени, ни даже, если честно, к нашей стране и накопившимся в ней проблемам.

Документ будет президентского уровня, в смысле - утверждать его придется главе государства. А куда деваться: президент поручил, правительство что-то такое составило, даже в сроки уложилось, надо подписывать. Либо не подписывать и набирать новое правительство.

Скучно быть пророком в своем отечестве: ни людям радости, ни себе славы. Вот, не успели мы в материале предречь неуспех очередной попытки правительства сотворить программу НЭП - новой экономической политики, которая, сказали мы, есть дело совершенно необходимое, но настолько же и пустое (см. “Не спотк­нуться бы о порог”, “Время” от 30.6.2022 г.) - как вот тебе предреченная пустышка!

С другой стороны, документ по-своему даже добротный. Это такой добросовестный пересказ всего того, на чем должна бы строиться классическая рыночная экономика в формате ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), читай - Евросоюза и США с подтянутыми к ним Турцией и Израилем. Будь это выпускной реферат какого-нибудь усердного болашаковца - уверенно можно ставить четверку с плюсом, а то и все пять. А еще это клятва верности правительства проложенному еще при старом режиме курсу: ничего менять не будем, и “Самрук-Казыну” не тронем, и электроэнергетику с ЖКХ и прочей инфраструктурой будем поддерживать исключительно за счет роста тарифов, а все, что можно, продолжим приватизировать и дерегулировать.

Истинно пустышка, но не по­думайте, что это специально. Правительство целиком и все его члены по отдельности только того и хотят, чтобы понять, чего глава государства от них дожидается, и не попасть под его немилость.

А чего, собственно говоря, дожидается от правительства президент?

В январе 2020 года тогда еще только осваивающий пост главы государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ потребовал от правительства программу глубоких, возможно, радикальных реформ. Потом были сроки: весенние, летние, осенние. Затем правительство свело дело не к новой программе, а к корректировке “Национального плана развития до 2025 года”, утвержденного прежним президентом еще в феврале 2018-го. И да, Токаеву пришлось утвердить такую корректировку в феврале прошлого года. А куда еще дальше тянуть и куда деваться: задание выдано, работа сделана. Если не утверждать, придется переделывать… нет не текст, ничего другого от правительства все равно не дождаться, и даже не состав правительства - правительственную политику как таковую.

Какой должна быть новая правительственная политика? - вот ключевой вопрос. Мы попробуем дать на него свой ответ, потому что время для поиска такого ответа подошло и формально, и фактически.

Формально, потому что, если президенту опять придется ставить подпись под “Экономической политикой на среднесрочный период”, получится натуральное дежавю: свежий правительственный продукт наложится на никем не отмененный, как и никем не исполняемый “Национальный план развития…”, причем там и там будут ровно одни и те же звонкие декларации. Единственное, последняя версия будет блеклой копией сотворенного еще при предыдущем (не выдержавшем испытания январем) премьере: там страниц элементарно больше и все рыночные сказки рассказаны поцветистее.

А фактически - потому что дорожка, с которой объективно не способно сойти правительство, ведет нас… не сказать, что в пропасть, но ко все большему и большему ухудшению ситуации. Причем не на время, а навсегда, пока не перейдем на иную социально-экономическую модель и не начнем уже на этой основе создавать новые точки опоры, а потом и роста.

На чем должна базироваться новая модель? Встречный вопрос: а чего такого, самого главного, не хватает в вывешенном на обсуждение правительственном проекте экономической политики? Конечно же, там нет основополагающего, что земля и ее недра отныне принадлежат народу и что государство осуществляет права народа-хозяина. Вставь безымянные разработчики это конституционное положение в самое начало, всю экономическую политику пришлось бы переписывать заново. Вот они и попались в собственную ловушку: выставили на общественное обсуждение проект, демонстративно игнорирующий самое главное из того, что президенту и его команде удалось осуществить к настоящему моменту, закладывая основы будущего.

Теперь два важных момента, подводящих к сути новой экономической политики.

Первое. Сами по себе намерения решать все через рынок имеют свою логику, и будь они выполнимы - кто бы спорил! Но Казахстан не Европа, представляющая собой одну сплошную агломерацию. Казахстан - это сравнительно небольшие города, между которыми по полтысячи километров.

Наша экономика, если не считать салонов красоты и автомоек, кафе и ресторанов, - это сплошная монополия - естественная, полу-естественная и сверхъестественная. Приватизация такой экономики означает приватизацию монопольных преимуществ в пользу отдельных групп и кланов, но во вред стране и народу. И сколько бы государство ни суетилось вокруг такого частного монополизма со своей “демонополизацией” и регулированием - все бесполезно.

И второе, еще более важное. Все вмененные правительству заодно с экспертным сообществом каноны “свободного” рынка есть лишь прикрытие компрадорской экономической модели, полностью работающей на “вывозной” интерес и фактически подавляющей внутреннее развитие. Правительство не может не обслуживать именно такую модель, хотя - и это, похоже, как раз наш случай - добросовестно не подозревает о такой своей роли.

Так вот: время пришло. Накопившиеся в самой “вывозной” экономике проблемы - критически низкий уровень жизни населения и опущенный в минус внешний платежный баланс - сложились с импортируемой с внешних рынков инфляцией, порождаемой системным кризисом всей глобальной долларовой модели.

Отсюда основы новой экономической политики из трех пунктов.

Пункт первый: национальный контроль над экспортом стратегического нефтяного сырья. Только так удастся стабилизировать внешний контур и конвертировать валютный ресурс во внутреннее развитие.

Пункт второй: государство возвращается в экономику в качестве активного участника, ответственного за обеспечение жизненно важных товарных потоков и поддержание стабильности цен в ключевых точках. Во всех тех важных секторах, где конкуренции объективно нет или недостаточно, государство не пытается чего-то там регулировать, а элементарно берет на себя обязанности ответственного производителя. Либо ответственного организатора новой коллективизации на селе, но это тема для отдельного разговора.

Пункт третий: проектное финансирование. Коммерческие банки пусть держат свои ниши, но нужны специализированные банки, снимающие проблему безденежья в том же, например, сельском хозяйстве. Пообсуждаем?

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть