1936

Тариф вскипячённый

Лягушка, брошенная в кипяток, сразу выскакивает. А если воду греть медленно, она сварится. Похожее нам хотят сотворить с тарифами - потихоньку довести до кипения

Тариф вскипячённый

На сайте открытых НПА вывешена на обсуждение концепция развития энергетической отрасли до 2035 года, в ней предусмотрен переход к Единому закупщику, а также концентрация в самом Минэнерго всей регуляторной политики. Мы с вами обязаны это поддержать хотя бы потому, что электроэнергетика - первая из всей национальной инфраструктуры, вплотную подошла к исчерпанию своих возможностей и нуж­дается в небывалом за все суверенные годы новом масштабном строительстве. Поэ­тому Минэнерго должно как минимум получить необходимые полномочия и нести за это ответственность.

Масштаб же и на самом деле впечатляет: за оставшиеся до 2035 года каких-то 13 лет предстоит ввести (в концепции подсчитано досконально) ровным счетом 16 517 МВт новой генерации. Для понимания масштаба: это больше располагаемой мощности всей нынешней энергосистемы Казахстана. Но вот закавыка: притом что все потребные виды генерации - сколько атомных блоков, сколько работающих на угле, сколько солнечных, ветровых и биогазовых установок, сколько парогазовых и газотурбинных электростанций запланировано к строительству, про деньги и, соответственно, про тарифы в концепции… ни слова.

Странно, правда? Даже если вы собрались на следующий год, например, на море или переехать в новую квартиру, не говоря уже о том, чтобы вообще начать новую жизнь, то первым делом обязаны прикинуть, в какие деньги это встанет, где вы эти деньги возьмете и как потом будете возвращать. Но почему тогда авторы концепции о самом главном - деньгах и тарифах - даже не заикнулись? Пытаясь получить ответ, вы услышите что-то вроде того, что точно подсчитать пока сложно, много факторов неопределенности.

Однако, подумаешь, бином Ньютона, подсчитать как раз совсем несложно, вот только… боязно!

Берем навскидку по полтора миллиона долларов на каждый запланированный к строительству новый МВт, по современным нормам, поверьте, это совсем недорого. Итого 25 млрд долларов, примерно по 2 млрд ежегодно. Делим на 120 млрд кВт-ч годовой выработки, получаем по три с половиной цента, или где-то по 17 тенге, сверху на каждый кВт-ч.

Подчеркнем: дополнительные 17 тенге удорожания каждого вырабатываемого кВт-ч - это только надбавка на окупаемость капитальных вложений. Стоимость собственно выработки - затраты на топливо, ремонт, зарплату персонала и прочее - это еще плюсом. Причем эти 17 тенге только на вновь создаваемые генерирующие мощности, тогда как под них надо будет развивать высоковольтные и распределительные сети, строить подстанции, поэтому - кладем еще 17 тенге за 1 кВт-ч и на это. И давайте не забудем, что в президентском послании поставлена задача уменьшить износ действующего оборудования и сетей. Положим сколько нежалко тенге за 1 кВт-ч и на это. Плюс, само собой, банковский процент, который придется возвращать, плюс возврат прибыли тем самым инвесторам, которым правительство уже пообещало “тариф в обмен на инвестиции”.

Одним словом, мы элементарно выходим даже не на удвоение, а на утроение (или более) стоимости электроснабжения в Казахстане на ближайшие пять-десять лет, стоит лишь оценить в деньгах запланированный Минэнерго набор мощностей.

И да, специалисты могли бы провести самые детальные расчеты, уточнить наши грубые прикидки. И получилось бы, допустим, что где-нибудь к 2030 году средняя стоимость 1 кВт-ч вырастет у нас в Казахстане не до 50, а всего до, например, 45 тенге. Кого это утешет? Тем более что подробный расчет может загнать тариф, наоборот, куда-нибудь за 50 тенге. Поставьте себя на место разработчиков концепции: решились бы вы обрадовать такой ценой вопроса руководство страны или казахстанскую общественность?

Однако дело отнюдь не только в боязни разработчиков открыть шокирующую правду. Правда действительно шокирующая, еще и в том, что удвоенный-утроенный рост тарифов заложен в концепцию… сознательно. Вернемся к потрясающим 16 517 МВт новой мощности. Неужели на самом деле все это требуется возвести, чтобы не остаться без света? Отнюдь. Подсчитанный специалистами прирост максимума нагрузок от предстоящей зимы и до 2035 года - 5085 МВт. Это тоже очень немало, но в три с лишним раза меньше заложенного в концепцию! А излишество в шестнадцать с половиной тысяч мегаватт вместо пяти - это ради выполнения политической установки насчет доведения “зеленой” выработки до 30 процентов.

Некоторые ловкие люди убеждают нас, что солнечная/ветровая выработка дешевая. Сама по себе - да, хотя и очень относительно. Но работа ее в энергосистеме требует суточного аккумулирования и сезонного дублирования. Вот оно и выливается в поражающие воображение объемы капзатрат и тарифов. Понастроить-то ветряков и солнечных панелей можно, но вся эта красотень будет простаивать как раз в пиковые часы, и придется городить еще столько же для резервирования и где-то искать еще газ на все удовольствие!

В мире известно, что творится с энергоносителями, и кому-то позарез надо, чтобы в Казахстане энергия тоже кратно выросла в цене. Наша задача - отбить такую атаку!

Замкнутый круг: ответственные за состояние электроснабжения лица не решаются довести до высшего руководства правду: Казахстан не та страна, ни по климату, ни по платежеспособности населения и бизнеса, чтобы баловаться с альтернативной энергетикой. Поэтому Минэнерго вынуждено замалчивать и совершенно неподъемную цену вопроса. Но мы не та лягушка, которую можно незаметно сварить - все равно начнем с воплями выпрыгивать из тарифного кипятка и искать виновных!

А потому наши предложения к концепции: поставить во главу угла не что иное, как сохранение доступной стоимости электроснабжения - нашего едва ли не единственного оставшегося от прежних времен конкурентного преимущества. А для этого решительно переписать структуру вновь вводимых мощностей. Первое: ВИЭ должны строиться на равных конкурентных основаниях с учетом затрат на суточные накопители и зимнее дублирование.

Второе: правильно сформулировать политику “тариф в обмен на инвестиции”. Идея, что поднятием тарифа можно заманить какого-то частного инвестора, - это химера. На самом деле любое повышение тарифа делает невольными инвесторами самих потребителей, и следует очень аккуратно пользоваться таким рычагом. А именно: за счет тарифа обеспечивать не более половины, а лучше только треть инвестиций. Остальное же вкладывать из нетарифных источников, прежде всего за счет средств ЕНПФ. Там сейчас совершенно бесполезно собрано уже более 14 триллионов тенге, и если их вложить в энергетику, то это будет самый надежный и выгодный способ инвестирования.

Представьте, что на деньги казахстанцев - будущих пенсионеров - будет построена Балхашская АЭС, достроена Экибастузская ГРЭС-2, возведены парогазовые и газотурбинные электростанции в Туркестане, Кызыл­орде, Алматы. Это будет означать, что по ходу строительства тариф можно поднимать не более чем по инф­ляции. А уже лет через пять-десять с каждого вырабатываемого в стране кВт-ч, допустим, пять тенге пойдут на “электрическую” пенсию, обеспечивающую достойную жизнь всем ветеранам. Посильная населению и экономике, полезная и красивая идея, не правда ли? Причем вполне реализуемая.

И еще. Даже боязно такое произносить вслух, но никаких коммерческих кредитов в электро­энергетику! Если уж государство решилось на переход к единому закупщику, пусть делает и второй решительный шаг - становится ответственным инвестором. И это единственный способ не свариться в тарифах на электричество.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть