1097

Поддержим отечественного производителя мысли!

В Туркестане на втором заседании Национального курултая глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ подчеркнул, что построение Справедливого Казах­стана - задача всего общества, а не только министров и акимов и что необходимо обеспечить качественное экспертно-аналитическое сопровождение государственной политики. Государство, сказал президент, остро нуждается в комплексных исследованиях и рекомендациях для решения социально значимых проблем и обеспечения всестороннего прогресса страны. Однако в настоящее время взаи­модействие государственных структур с отечественными “фабриками мысли” и консалтинговыми компаниями недостаточно эффективно и носит ситуативный характер. Под большим вопросом также эффективность государственных “фабрик мысли”.

Поддержим отечественного производителя мысли!

У нас в министры и акимы подбирают, надо полагать, не самых слабо мыслящих соотечественников, и где-где, а в правительстве “фабрика мысли” должна бы работать в три смены, выдавая самый качественный продукт. Но в таком случае где этот продукт и как оценить его качество?

Министры и акимы при всем высоком положении по своему функционалу - исполнители, реализаторы определенной государственной политики. Например, политики строительства Нового и Справедливого Казахстана. А исполнительная власть в целом - она не для произнесения речей и обещаний на публике (хотя нашим министрам и акимам способность общаться с народом не помешала бы), а для выполнения государственных программ и планов, производимых как раз на властных “фабриках мысли”.

Существует ли программный документ государственного уровня насчет Нового и Справедливого Казахстана? Да, и мы его читали. Это предвыборная программа самого президента перед его досрочным переизбранием в прошлом году. Заметьте: в той программе, рассчитанной на весь семилетний срок, вообще не упоминаются какие-либо другие действующие государственные или правительственные программы. Исключительно Новый Казахстан!

А есть ли у правительства на самом деле что-то такое программно-стратегическое, которым оно бы непрерывно руководствовалось, за которое регулярно отчитывалось бы и несло ответственность? Тот же вопрос к акимам, которые, если верить Конституции, представители сразу и президента, и правительства на вверенных территориях: по каким изготовленным на местных “фабриках мысли” планам-программам они строят новую справедливость местного масштаба? На оба вопроса ответ один: как-то не попадались на слух или на глаза планы строительства Нового и Справедливого Казахстана на уровне центральных и местных исполнительных органов.

Вспомним, что потребовал президент от правительства вскоре после первого избрания на пост - программу глубоких, возможно, радикальных экономических реформ. А что в итоге? Оговариваемые для исполнения сроки не раз срывались и переносились, менялись форма и исполнение документа, вот только сам он никак не появлялся.

А пока правительство билось над этой непосильной задачей, ему в помощь при самом президенте было создано Агентство как раз по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) плюс создан Высший совет по реформам (ВСР). Кроме того, Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК), ключевое с точки зрения создания нового, справедливого и конкурентного рынка, было выведено из-под правительства тоже непосредственно на президента.

То есть вся необходимая структуризация-специализация проведена: вот органы для разработки программных целеполаганий, а вот министерства и акиматы для претворения в жизнь этих программ-планов. Если сравнивать с фабрикой по производству мыслей, становящихся движущей силой для министров и акимов, то новенькие корпуса, укомплектованные самыми современными технологическими линиями и, надо полагать, тщательно отобранными и обученными кадрами, налицо. А вот насчет мыслей…

Президенту в конце концов пришлось подписать вымученную правительством программу “глубоких” реформ в виде корректировки утвержденного еще предыдущим президентом национального плана развития до 2025 года. Он считается действующим, но почитать его стоит разве что для представления, насколько правительственные мыслестроители далеки от реальных нужд населения и проблем экономики. Пришлось еще подписывать пакет из десяти национальных проектов, тоже до 2025 года, для судьбы которых уже сейчас подходит казенное словосочетание “поставить на утрату”. Ну и есть утвержденная на высшем уровне мыслительная продукция АЗРК - концепция защиты и развития конкуренции до 2025 года, краткое содержание которой: а) констатация сплошной монополизации всех важных сфер; б) набор общих намерений и второстепенных мер.

И вообще, когда вы последний раз слышали что-нибудь путное (или просто хоть что-то) от руководителей АСПиР или АЗРК?

С точки зрения практической полезности продукции таких расположенных на самом верху “фабрик мысли” - картина просто удручающая. Но мы с вами констатируем это не для того, чтобы привычно обругать министров и акимов, а выдать такую мысль-подсказку: давно ли властное программирование стало страдать бесплодием?

Есть конкретная дата: 2015 год, и это не августовская девальвация, а принятый вес­ной План нации “Сто шагов”, фундаментально проваленный. Провал не по количеству выполненных-невыполненных шагов, а по сути. Суть была, во-первых, в привлечении в те важные не для вывоза сырья, а для внутренней экономики и населения Казахстана отрасли иностранных “якорных” инвесторов. А во-вторых, в пре­вращении МФЦА - международного финансового центра “Астана” в финансовый хаб, через который в Казахстан хлынут столь желанные зарубежные инвестиции. То и то - по нулям! Повышение в экспорте доли несырьевой продукции, повторяемое все десять лет с нулевым результатом, - сюда же.

А ведь то был момент смены эпох. Позади было досрочное выполнение стратегии “Казахстан-2030” с заменой на сказку “Казахстан-2050”, а наяву - появление Таможенного и Евразийского экономического союзов, Майдан, Крым, ЛНР и ДНР, санкции и контрсанкции, а в целом - подведение черты под экспортно-сырьевой моделью, выстроенной на внешнем кредитовании и инвестировании. Для подталкивания мыслительной деятельности сравнение: на пике того перелома в 2013 году Казахстан имел ВВП 237 млрд долларов, а через десять лет, в очень даже для нас благоприятном по мировым ценам 2022-м, мы вытянули ВВП только на 220 млрд.

И хотя вот уже более десяти лет наша экспортно-сырьевая экономика едет, как говорится, не на ярмарку, а с ярмарки, все подряд правительства, включая ответственных за стратегию должностных лиц, как их ни меняй, исповедуют одно - мечту об иностранном инвесторе. Вернее, исповедуют незамутненную такую уверенность, что можно найти и заманить в Казахстан таких инвесторов, которые вложатся не в вывоз сырья, а во внутреннее развитие. Для чего достаточно специально озадачить МИД или Мининдустрии или написать еще одну программу-стратегию. По существу, начиная с несостоятельных “Ста шагов” все правительственные планы переписывают ту же неосуществимую мечту.

В такой мыслительной деятельности нет даже намека на Новый Казахстан, а уж про Справедливый и говорить нечего. Вывозная экономика справедливой быть не может. Да, пока именно такую, вмененную извне, экономическую модель мы имеем, она не нова и не справедлива.

Но пока она нас кормит, и та, что опять будет продиктована извне, еще в тумане геополитики. Тем более работающие вхолостую правительственные тинк-тенки пора перезагрузить под такую простую мысль: за нашу экономику пора браться самим!

Пётр СВОИК, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы

Поделиться
Класснуть