1333

Стратегическая высота

Предвыборная программа президента запросто может стать стратегией развития для правительства

Стратегическая высота

В послании главы государства народу 1 сентября было сказано, что правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики, без согласования с администрацией президента. А администрация станет политическим штабом. Офицерам Генштаба необязательно уметь водить танки, стрелять из пушек и маршировать строем. Но вот планировать победную стратегию и доводить ее до исполнения они обязаны.

                                                                           ***

“Воруют уже в промышленных масштабах…” - со смесью возмущения и восхищения доверительно поделился один руководящий работник одного из предприятий одной из госкомпаний. Он предпенсионного возраста, не первое лицо и бессменно на своей должности, поскольку надо же кому-то и работать. Секретничал же он насчет бесконечной смены менеджмента: приходят все более молодые и энергичные со все большим количеством иностранных дипломов и все меньшим пониманием, каждый подтягивает свою команду и… пилят… пилят. Не стоит принимать это за факт, скорее эмоциональная оценка, однако...

В ФНБ “Самрук-Казына” и по всей цепочке вниз первые руководители не сидят дольше полутора-двух лет, приходится успевать…

Только не делайте выводов, что чем моложе кадровая смена, тем вороватее. В этом смысле в аппарате госорганов и квазигоссектора твердая константа. Ускорение руководящей текучки и распилов объясняется, с одной стороны, совершенно очевидной исчерпанностью прежних методов управления экономикой, с другой - столь же очевидным отсутствием новых подходов. Поэтому система активно и плодит временщиков.

Судите сами: правительство, кроме бюджета, который есть направляющий все его действия план, однако сугубо тактический и к тому же непрерывно корректируемый, сегодня вообще без стратегии.

Был один раз уже обновляемый национальный план развития до 2025 года, президент поручил его опять обновить заодно со стратегией-2050. Поручил весной, дело к зиме - обновления не видно. Считай, у страны нет ни национального плана, ни стратегии.

Был пакет национальных проектов, тоже до 2025 года, долго разрабатываемых правительством и утвержденных главой государства в конце 2021-го, - в этом году проекты поставлены на утрату.

Было также весеннее поручение президента разработать национальный инфраструктурный план с перспективой уже до 2029 года. Его важность ввиду критического положения электроэнергетики и ЖКХ невозможно переоценить. Но правительство категорически не способно его родить!

                                                                          ***

Особо про ФНБ “Самрук-Ка­зына”, под которым собрана вся мощь госхолдингов и нацкомпаний: у него хоть какой-то государственной стратегии, которая бы утверждалась и контролировалась исполнением, отродясь не было. Вся стратегия - это чудовищная бюрократизация, спускаемые сверху вниз потоки формалистики и придумываемая отчетность, от которой производственники не знают куда деваться.

Да, система закупок реально стала лучше. Да, сколько уже лет подряд совершенствуется кадровая работа, что не мешает протекционизму и клановости. В целом же отсутствие стратегического дела подменяется стандартизацией текущего безделья. Тут хотя бы из вредности что-нибудь да украдешь…

                                                                        ***

То же и по акимам: программ­ное бесплодие правительства транслируется и на них, зато их текущая деятельность обложена невероятным количеством критериев и оценок, замучаешься собирать баллы и соревноваться рейтингами.

Вот, к примеру, подготовлены очередные изменения в очередной президентский указ насчет “Системы ежегодной оценки эффективности деятельности государственных центральных и местных исполнительных органов”. На этот раз исключается проведение ежегодной операционной оценки и формирование рейтинга регио­нов и городов по легкости ведения бизнеса. Все это бесконечно оттачивается уже который год, однако… рейтинги рейтингами, а легкости ведения бизнеса не добавляется.

Отсутствие стратегического плана и одного большого дела, в которое были бы впряжены органы центральной и местной власти, компенсируется бюрократическими изысками. Но возможен ли вообще амбициозный и при этом реа­листичный стратегический план при страдающем программной импотенцией правительстве?

                                                                       ***

А если уж совсем откровенно, то программный недуг распространяется на все центральные органы. Так, в АСПиР (Агентство по стратегическому планированию и реформам) бесперебойно действует только Бюро по статистике. Что же касается стратегического планирования, включая исполнение президентских поручений по новому видению “Казахстана-2050” и новому национальному плану... стратегическая пустота.

То же и по АЗРК - Агентству по защите и развитию конкуренции, не имеющему ни собственного лица, ни места в строительстве новой справедливой экономики. Сопротивляясь до последнего переводу электро­энергетики на систему Единого закупщика, АЗРК несет свою долю ответственности за полунедоделанный переход, породивший больше проблем, чем решений (см. “Электрические потроха”, “Время” от 16.11.2023 г.).

                                                                    ***

Да, подбор и воспитание офицеров Генштаба - непростая задача. Для начала великого похода в Новый Казахстан стоило бы провести сплошную переаттестацию, выявить агентов прошлого. Проваливших задания командиров заодно с паникерами и дезертирами показательно “расстрелять” перед строем. А что касается самого стратегического плана, пожалуйста, открываем послание.

Удвоение ВВП к 2029 году. Формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности. Глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машинострое­ние, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Создание кластеров высокого передела.

Вовлечение в экономический оборот замороженных активов банков на 2,3 триллиона тенге. Обеспечение ежегодного роста кредитования на 20 процентов. Использование Национального фонда для финансирования стратегических проектов. Использование фонда возвращаемых капиталов в качестве источника длинных денег для решения общестрановых задач.

Вот пусть президентский штаб и начнет спускать в войска конкретные директивы по исполнению своих стратегических задумок, с тем чтобы командующие отрас­левыми фронтами и региональными армиями четко знали свой маневр и отвечали перед главкомом за исполнение. И чтобы уже они спускали в бригады, дивизии и батальонно-тактические группы разработки своих штабов и требовали исполнения. Героев - к наградам, штрафников - куда положено, тогда и станет ясно, кто чего заслуживает.

А сами ежегодные послания народу тоже хорошо бы встроить в работу политического штаба. Почему бы президенту не утвердить свою предвыборную программу уже в качестве собственной долгосрочной стратегии? А в посланиях подводить ежегодные итоги исполнения, ставить следующие задачи, при необходимости вносить изменения и дополнения.

                                                                      ***

Извините за армейскую терминологию и за анонимную ссылку насчет тотального воровства, здесь, возможно, перебор. Но времена вокруг нас жесткие, где-то и просто военные, а такое время требует соответствующих действий. И персональной ответственности за свои действия или бездействие.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть