1507

Услышали, но не расслышали

Решение о выделении 1,5 триллиона тенге должно строиться не на том, что энергетике нужны пенсионные накопления, а на том, что пенсионным накоплениям нужна энергетика

Услышали,  но не расслышали
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Получил несколько сообщений-поздравлений: “Вас услышали!” Речь о намерениях правительства вложить 1,5 триллиона тенге накоплений ЕНПФ в электроэнергетику. Получается, это нас с вами - газету “Время” - услышали, ведь это мы много лет подряд настойчиво поднимали тему паразитирования ЕНПФ на бюджете и необходимости вложения пенсионных денег в находящуюся под государственным тарифным контролем инфраструктуру. Прежде всего в электроэнергетику и ЖКХ. И дело закрутилось очень даже бойко.

Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ заявил, что правительство нашло поддержку госкомиссии по модернизации экономики и теперь условия привлечения прорабатывают совместно с Национальным банком. Тут же председатель Нацбанка Тимур СУЛЕЙМЕНОВ конкретизировал идею: холдинг “Байтерек” и фонд “Самрук-Казы­на” продадут ЕНПФ свои облигации на полтора триллиона тенге и на вырученные деньги будут финансировать конкретные проекты. Сами или через еще одни ступени - Банк развития Казах­стана и Фонд развития промышленности.

Облигации будут приобретаться по рыночной ставке, подчерк­нул главный банкир страны. И добавил, что не все деньги надо вкладывать в энергетику, часть должна идти на диверсификацию экономики, в частности на сельхозпереработку, обрабатывающую промышленность и высокопроизводительные услуги. Значит, услышал президента.

И даже министр энергетики Алмасадам САТКАЛИЕВ, узнавший о подарке из ЕНПФ от СМИ, оценил это как высокоэффективную инвестицию, добавив, что вообще-то потребность составляет около 5 триллионов.

И здесь, на пике позитива, воскликнем: лучше бы нас не слышали!

Ведь за что мы уже столько лет критикуем деятельность накопительной пенсионной системы, а также Национального банка и банков второго уровня, фактически всю финансовую систему Казахстана? За то, что вся она выстроена на… скажем так, самоудовлетворении. То есть на получении исключительно собственного финансового удовольствия от… себя самих, без контакта с реальной экономикой.

Чем, например, занимается ЕНПФ, вернее, Национальный банк, управляющий пенсионными активами? Основное занятие - это перекачка “доходности” из бюджета, хронически дефицитного, в накопительный пенсионный пузырь, денежно-избыточный и бесполезный для экономики.

Схема ровно та же, что готовится сейчас и для “инвестирования” энергетики: Минфин выпускает свои долговые бумаги якобы для покрытия дефицита бюджета, их покупает ЕНПФ, деньги в бюджет действительно зачисляются. Но тут же обратным ходом Минфин (а это и есть бюджет) рассчитывается по ранее выпущенным заемным бумагам, да еще с выплатой доходности по коммерческой ставке - всегда высоченной. В результате бюджет из года в год выплачивает больше получаемого. Бюджет худеет, ЕНПФ толстеет.

Что важно: интенсивность выкачки денег из бюджета поддерживается, как не случайно подчеркнул председатель Нацбанка, именно коммерческой ставкой по заемным облигациям. Всегда, повторим, высоченной, поскольку она отсчитывается от высокой базовой ставки Национального банка плюс коммерческая маржа. А базовая ставка Национального банка у нас в стране всегда в три-четыре, а то и в пять-десять раз выше, чем на мировом рынке у доллара. Хотя на рынке есть закон: товар тем дороже, чем престижнее бренд производителя и выше качество.

Так неужто наша национальная валюта настолько качественнее доллара, а статус Национального банка Республики Казахстан в разы выше, чем у Федеральной резервной системы (ФРС) США?

Нет, объяснят в Нацбанке: нам приходится держать высокую стоимость тенге исключительно ради борьбы с инфляцией, которая у нас, понимаете ли, традиционно в разы выше, чем на долларовом рынке.

А почему, спросим мы, инфляция в Казахстане всегда в разы выше, чем в Соединенных Штатах? Хотя наш Национальный банк, ответственный, между прочим, за стабильность цен, тютелька в тютельку выполняет рекомендации МВФ и ориентируется на ФРС. Ориентация, но не традиционная.

Если ФРС является кредитором первой инстанции для всего мирового рынка, то наш Национальный банк служит заемщиком первой инстанции у местных коммерческих банков, печатая для выплаты им доходности по полтриллиона и более тенге ежегодно, из которых ничего не достается производительной экономике, а все, понимаете ли, проливается инфляционным дождем, давая якобы повод держать завышенную базовую ставку. Теперь понимаете?

И вот теперь, “услышав” нас, финансисты нацелились распространить такое свое само­удовлетворение на энергетику. Какая-то электростанция или электрическая сеть получит “инвестиционную” денежку, которую по истечении срока действия облигации придется из нее выдергивать, да еще с коммерческой доходностью! За счет нашего с вами тарифа, разумеется.

Мало им паразитирования на бюджете, хотят присосаться к живой энергетике, и без них доведенной до инвес­тиционной дистрофии! Разъясняем финансистам, услышьте нас: экономике нужны длинные и дешевые кредиты. На выгоду не кредиторам, а производителям. А некоторым отрас­лям, той же электроэнергетике или многострадальному сельскому хозяйству, нужны прямые безвозвратные вложения без всякой коммерческой выгоды, но на выгоду всем.

Еще раз про смысл нашего предложения по ЕНПФ: длина пенсионных денег - 45-55 лет, за которые, превратившись в провода, трубы и генераторы, они многократно окупятся и приумножатся.

На старте накопительного цикла - государство, изымающее у всех легально работающих зарплатную десятину, на финише - оно же, государство, выплачивающее пенсии. А посередине - тоже государство в лице Министерства энергетики - ответственного инвестора. То же и по ЖКХ, по транс­портной и другой инфраструктуре, тарифы которой как гарантия возвратности и прибыльности в руках у государства.

Промежуточным же звеньям, охотившимся за спекулятивной прибылью, в такой схеме просто нет места, они элементарно не нужны. Правительство, которое этого не понимает, выглядит подозрительно. А правительство, специально вставляющее и удлиняющее спекулятивные цепочки, подозрительно тем более.

Вот чем правительству стоило бы заняться, так это созданием Министерства энергетики и ЖКХ, способного стать полноценным ответственным за отрасль - хранителем пенсионных накоплений. С выгодой для пенсионеров, но не для коммерсантов.

И немножко про арифметику - новых взносов в ЕНПФ поступает сейчас почти под 2 триллиона тенге за год. Выплаты состоявшимся пенсионерам - порядка 250 миллиардов тенге. И столько же вытаскивается на жилье и якобы на лечение - еще одно следствие того, как нас “услышали” еще в 2020 году. Эту ошибку надо исправлять, но в любом случае 2 триллиона тенге спокойно можно вкладывать в энергетику, возвращая меньше четверти.

И раз уж пошло такое дело, давайте удвоим возврат, доведем, допустим, до одного триллиона. Но не в накопительный пузырь, в котором уже под 18 триллионов, а непосредственно пенсионерам. Пусть люди порадуются. Хотя наших финансистов это точно не порадует. И потому за то, чтобы нас услышали правильно, еще бороться и бороться.

Пётр СВОИК, член общественного совета при ЕНПФ

Поделиться
Класснуть