1811

Депутатские похвальбушки

Элементарный вопрос: если земля и подземные богатства принадлежат народу по Конституции, то кто на самом деле пользуется этим народным достоянием?

Депутатские похвальбушки
Фото: infopovod.ru

Ну вот, свершилось: недра принадлежат народу! Это если верить депутатам мажилиса, именно так квалифицировавшим внесенные ими поправки в Кодекс о недрах и недропользовании (см. “В поисках сокровищ”, “Время” от 23.11.2023 г.). Напомним: в этой статье речь шла о том, что все новые крупные месторождения по нефти и газу будут осваивать с обязательной долей участия государства в лице нацкомпании 50 и более процентов. Такой нормы раньше не было, утверждают инициаторы новаторских поправок.

Хотя, помнится, еще в 2009-2010 годах, когда Кодекса о недрах не было, но были законы “О нефти” и “О недрах и недропользовании”, в них были внесены требования обязательного 50-процентного участия национальной компании в новых проектах по разведке и добыче углеводородного сырья и закреплено аж 80-процент­ное казахстанское содержание в них. Тогда же появилось АО “Национальное агентство по развитию местного содержания”.

Вот вам конкретное подтверж­дение философической максимы, что история ходит по кругу. Впрочем, в нашем случае история явно откатывается назад: достаточно напомнить сентябрьские слова президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, что местное содержание в товарах, используемых на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке, не достигает и 5 процентов.

Здесь кстати добавить, что доля “КазМунайГаза” на Тенгизе 20 процентов, на Кашагане меньше 17 процентов и на Карачаганаке 10 процентов.

Не находите, что это лукавство или попросту обман, если не поискать слово покрепче: выдавать не исполненное в старом Казах­стане за прорыв в Новый, рисовать утопические картинки и пытаться выдать их за заботу депутатов о народе?

Сколько новых крупных месторождений, подпадающих хотя бы под 50-процентную долю хозяина недр, было разведано за годы независимости? Вопрос риторический. Тенгиз и Карачаганак активно обустраивались еще в советское время, западные компании просто подхватили уже разведанное и начатое. Перспективы Кашагана тоже были обнаружены еще советскими геофизиками как раз на исходе существования СССР. Доставшиеся братскому Китаю месторождения на Жанажоле и Кумколе тоже советские.

Кого депутаты рассчитывают обнадежить-обрадовать якобы новыми законодательными новациями насчет новых крупных месторождений, которые не предвидятся: будущих избирателей или себя?

А как быть не с гипотетической неф­тью, а с ныне добываемой? Как быть с ураном, с металлами, с углем? Есть, например, опыт Норвегии, где народу реально принадлежат недра. Да что Норвегия? Вон в Монголии Таван-Толгой - крупнейшее угольное месторождение с запасами в 6,4 млрд тонн. В 2008 году власти вернули его в государственную собственность, создали госкомпанию “Эрдэнэс Таван-Толгой”, часть ее акций безвозмездно распределили среди всех граждан Монголии как долю национального богатства.

Но вернемся в Казахстан и посмотрим, что имеет не народ-хозяин, а хотя бы правительство от использования иностранными добытчиками богатств наших недр.

Начнем с компании “КазМунайГаз”: выручка за 2022 год составила 8,7 трлн тенге, прибыль после всех расходов 1,3 трлн тенге. Не сказать, чтобы богато, но жить можно. Однако при этом общий долг компании - 4,1 трлн тенге, больше половины от всего оборота. Сидеть, пусть и на краешке, на главном национальном богатстве и быть при этом наполовину в долгах - как такое возможно?

Поищем ответ во внешнем платежном балансе Казахстана, поскольку он решающим образом как раз и определяется экспортом богатств наших недр за рубеж, а также приобретением товаров оттуда. Вместе с тем важно подчеркнуть: импортом из-за рубежа инвестиций и займов и обратным экспортом доходов от них.

Самые свежие данные (за три квартала текущего года): экспорт (почти весь сырьевой) - 58,7 млрд долларов. Громадные деньги, причем это по промежуточным - “вывозным” - ценам, с оформлением финальных сделок за пределами казахстанской юрисдикции и откладыванием там же прибыли. Импорт (промышленных и потребительских товаров) - 45 млрд долларов. Тоже громадный расход, и это уже не по промежуточным, а по полновесным мировым ценам.

Заметьте: где-то до двух третей валютных затрат на импорт - это закуп нефтяниками и металлургами-экспортерами оборудования, комплектующих и материалов для той же добычи природного сырья на вывоз. Помните про менее 5 процентов местного содержания? Хозяева Тенгиза, Карачаганака и Кашагана не поставили ни одного серьезного хотя бы сборочного производства на земле пребывания - тянут все от своих производителей.

Чрезвычайно показательная строка “доходы от прямых инвестиций (нетто)” и по ней… минус 18 млрд долларов. Сравниваем со строчкой “вознаграждение по резервам и активам Национального фонда” - плюс 1,4 млрд долларов.

Неудивительно и итоговое сальдо всех текущих операций за эти месяцы - минус 7,7 млрд долларов. И этот минус покрывается очередным расходованием запасов Нацфонда.

Для иллюстрации: в программе президента Токаева на выборах в июне 2019 года стояла задача довести запасы Национального фонда до 100 млрд долларов, и на тот момент в Нацфонде было почти 60 млрд. Ныне же, на конец третьего квартала 2023 года, благодаря усилиям правительства в Национальном фонде 56 млрд долларов. Такая у исполнительной власти исполнительная дисциплина.

Вот вам и итоговая арифметика иностранного использования народных недр: против 88 млрд долларов валютных резервов Нацбанка и активов Нацфонда стоят 162 млрд долларов накопленного внешнего долга. Против менее полутора миллиардов прибыли на наши хранящиеся за рубежом валютные активы набегают почти 20 млрд долларов вывоза доходов только от внешнего инвестирования и кредитования нашего сырьедобывающего комплекса. Не считая откладываемых за границей доходов от вывоза собственно сырья.

Да уж, не того мы ждали от наших законодателей, чувствуем себя использованными и обманутыми. Но зачем самим депутатам так уж рекламировать якобы заботы о благе народа?

Похоже, работает буквально висящая в воздухе неудовлетворенность происходящим и ощущение неизбежных перемен. И действительно, приводимая нами убийственная цифирь по внешнему платежному балансу имеет прямое продолжение внутри Казахстана в виде ускоряющегося роста цен и тарифов, все больших бюджетных напрягов.

Только два примера. Со следующего года не будет ЕСП - единого социального платежа, и более двух миллионов самозанятых рискуют оказаться без доступа к медуслугам, без пособий по родам и социальных пособий. Под непротивление депутатов. А Министерство торговли предлагает депутатам упразднить регулирование цен на СЗПП - социально значимые продукты питания.

Правительство уверенно идет к отставке, а ведь наступающий 2024-й - это год буквально судьбоносных выборов по всему миру. Не исключено, что потребуется обновление не только правительства, но и депутатского корпуса, и прямо на наших глазах разворачивается соревнование в популизме. Какую из парламентских партий ни возьми, все они наперебой за народ.

Хотя проблема не в перетасовке тех же министров, акимов и депутатов, а в смене “вывозной” экономической модели на ту, в которой земля и недра действительно станут принадлежать народу. Какая партия подхватит эту идею?

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть