2497

Как будем удваивать ВВП?

Общество ждет конкретных предложений правительства

Как будем удваивать ВВП?

Интервью президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА газете Egemen Qazaqstan открыло новый календарный политический год. Этот номер “Времени” тоже первый в 2024-м, поэтому стоит начать с заданного главой государства направления.

Итак, президент подтвердил важность достижения поставленной им 1 сентября закончившегося года в послании народу задачи удвоить ВВП. В оригинале это звучало так: необходим стабильный экономический рост на уровне 6-7 процентов в год, чтобы к 2029 году увеличить объем национальной экономики в два раза - до 450 млрд долларов.

Это было сказано в завершающей части послания как главная цель перечисленных в нем экономических реформ. Мы, со своей стороны, солидаризуемся со столь масштабной постановкой задачи. На фоне встающих перед нашей страной беспрецедент­ных вызовов только радикальное оздоровление экономической политики способно поддержать стабильность и обеспечить благополучие.

Тем более вызывает недоумение отсутствие реакции правительства заодно с Национальным банком на такую постановку задачи: как, в каких отраслях и за счет каких средств экономике предстоит вырасти вдвое? Президент говорит, что потребовавшее самостоятельности правительство собирается что-то представить в первом квартале. Посмотрим. Но пока - будто глава государства и не произносил ничего.

Придется нам подключиться, разобрать задачу в практической плоскости. Но сначала уточним: если считать и 2023 год тоже, то есть отталкиваться от итогов 2022-го, и считать не до 2029 года, а с ним включительно, то есть до начала 2030 года, то на исполнение задания президента получается ровно весь его семилетний срок.

Знающие действия со сложными процентами могут подсчитать, что за семь лет ежегодного роста по 6 процентов исходная единица отсчета не удваивается, а превращается только в полторы. При 7 процентах мы получим на входе в 2030 год 1,7 от стартового ВВП. А чтобы показатель валового национального продукта действительно удвоился с 220,5 млрд долларов по итогам 2022-го до заданных 450 млрд долларов в 2029 году, необходим средний рост по 11 процентов годовых. Правда, глава государства говорит, что, по предварительным данным, ВВП 2023 года вырастет до 159 млрд в долларах, то есть сразу на 15 процентов. Но и тут еще посмотрим, оценим окончательные итоги.

Вообще, даже 6-8 процентов стабильного роста для нашей экономики - это головокружительно много, однако не в процентах роста ВВП и не в его арифметических величинах суть. Головокружительна по трудности, но зато и судьбоносна для нашего благополучного будущего задача такого переструктурирования ВВП, которое позволило бы реально наращивать полезный продукт. Нынешняя же структура буквально заперта на замок для направленного внутрь страны роста. Да и почти такой же замок на серьезном наращивании “вывозного” направления.

Смотрите, как получается. У нас объем промышленного производства составляет уже меньше половины всей экономики - только 48 процентов (здесь и далее все данные по 2022 году). Тогда как, заметим в скобках, по итогам пост­кризисного 2009 года - первого года первой пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) - промышленности в ВВП оставалось на 53,6 процента, не говоря уже о советских 80 с лишним. То есть по мере реальных индустриальных усилий правительства - деньги, пиар, оргмероприятия - степень индустриализации экономики в “вывозной” экономической модели только снижалась, и из этого пора делать выводы.

Продвинутые рыночники скажут: замечательно, что экономика из чуть ли не полностью индустриального формата превратилась в сервисную. Людям нужны не чушки металла, а качественные услуги.

Так-то оно так, но сервис, не имеющий под собой товарного производства, не имеет ни устойчивости, ни перспективы. К тому же сервисы бывают разные. Образованию, например, достается всего 4,1 процента от ВВП - вот уж где не помешало бы удвоить! Здравоохранение заодно с социальным обслуживанием - всего 2,9 процента, а здесь надо бы увеличивать раза в четыре.

Тогда как финансовая и страховая деятельность вкупе с куплей-продажей и арендой жилья - целых 9,6 процента от ВВП. Мы, конечно, рады за деятелей на таком рынке, но, пожалуй, тут можно обойтись без расширения.

Торговля - 15,5 процента от ВВП, это чисто функция от объемов товаров и услуг, будут они расти - вырастет и торговля.

Транспорт и связь - 19,2, очень неплохой процент. И это тоже функции: удвоится ВВП, удвоятся и они при той же доле.

Строительство: 6,2 процента - неплохая доля, а ведь половина населения Казахстана так и сохраняет нужду в обзаведении собственной жилплощадью или ее расширении. Ныне вся строительная отрасль - это почти сплошь жилье на коммерческой основе, торгово-развлекательные и административные объекты. Промышленного строительства крайне мало, поскольку нет и промышленного развития. Эту отрасль надо воссоздавать почти с нуля, а ее рост хотя бы по 6-8 процентов в год стал бы локомотивом для всего ВВП.

Совершенно очевидно (очевидность прямо криком кричит), где первым делом надо создавать непрерывный проектно-строительный конвейер, - в электроэнергетике. Если от стонов насчет крайней изношенности и дефицита мощностей переходить к решению проблемы, начинать надо именно с промышленно-строительной индустрии. Удвоение реального экономического продукта - это опережающее удвоение электроэнергетики с опережающим же запуском промышленного строительства. Что сегодня имеем? Производство электроэнергии и услуг тепловодоснабжения составляет всего 2,3 процента ВВП - мизер, особенно по меркам нашей северной страны.

А еще, по сути, национальный вызов и национальное оскорбление - сельскохозяйственное производство: всего 9,3 процента от ВВП. Здесь требуется не удвоение, а учетверение для начала. Задача должна быть поставлена так: или правительство знает, как запустить на селе как минимум 10-процентный рост, или с ним не о чем разговаривать.

Теперь о производственном фундаменте. Доля нефтянки и металлургии, почти сплошь работающих на вывоз, составляет ровно треть - 33,4 процента от ВВП. Доля обрабатывающей промышленности, без металлургии, - 11,9 процента. В “вывозной” трети не то чтобы удвоения, даже существенного увеличения не добиться. Во-первых, активы - в иностранной собственности, особо не покомандуешь. Во-вторых, объемы законтрактованы, расписаны по логистике, обложены если не санкциями, то квотами. В рамках ОПЕК+, например. В-третьих, необходимы крупные вложения в поддержание нынешнего уровня добычи и разведку новых запасов.

Обрабатывающую промышленность - вот ее надо не просто удваивать или учетверять, а увеличивать многократно. Импортозамещение плюс высокие переделы экспортируемого сырья - чем больше, тем лучше, возможности не ограничены. Вернее, ограничений масса, среди них два главных барьера, по преодолению которых правительство обязано предъявить конкретный план.

Барьер внутренний - дефицит внушительных инвестиций. Какой курс на этот счет собирается прописать себе правительство?

Барьер внешний: тот самый рынок, на котором осуществим устойчивый рост ВВП уже не в “вывозном”, а в национальном индустриальном формате. В рамках собственно казахстанского рынка это нереально. Но тогда пусть правительство скажет, какого.

Мы, со своей стороны, продолжим искать ответы.

ДОСЛОВНО

Касым-Жомарт ТОКАЕВ:

- Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования правительством новых подходов к управлению экономикой. Я вижу два основных направления.

Первое - это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие. К ним относится реализация крупных промышленных проектов. В сентябрьском послании правительству поручено определить перечень возможных крупных проектов и подготовить план инфраструктурного развития.

Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов. Масштабные инвестиции способны разогнать экономику и сформировать новые точки роста.

- Правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий. Важно, чтобы все меры по стимулированию экономического роста сопровождались структурными реформами, направленными на развитие предпринимательства и конкуренции, защиту частной собственности, обеспечение справедливости правосудия.

Из интервью Egemen Qazaqstan, 3 января 2024 г.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть