7447

Силовые упражнения

Данияр АШИМБАЕВ, политолог: Стоит ждать новых громких дел, которые борцы с коррупцией до сих пор держали в загашнике

Нурсултан НАЗАРБАЕВ на этой неделе неожиданно произвел ряд кадровых перестановок. Напомним, председатель Конституционного совета Игорь РОГОВ ушел на пенсию, его кресло занял теперь уже экс-глава Верховного суда Кайрат МАМИ. Судейский корпус возглавил Жакип АСАНОВ, до этого дня возглавлявший Генпрокуратуру. У руля главного надзорного органа встал Кайрат КОЖАМЖАРОВ, уступивший пост главы Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции своему теперь бывшему заму Алику ШПЕКБАЕВУ. Кроме того, президент назначил Каныша АБУБАКИРОВА на пост главы регионального командования “Запад” и Жаната СУЛЕЙМЕНОВА - на должность первого вице-министра внутренних дел. Эти перестановки в силовых органах комментирует политолог Данияр АШИМБАЕВ (на снимке).

- Данияр, в последнем интервью нашей газете вы отметили, что в уходящем году не было ничего экстраординарного. А тут такие рокировки... Что теперь скажете?
- Все назначенцы - и Мами, и Асанов, и Кожамжаров, и Шпекбаев - фигуры, мягко говоря, не новые. Они уже побывали в разных амплуа. И понятно, что от смены местоположения их политический статус не сильно зависит. Игорь Рогов - известный и опытный юрист - ушел на пенсию, что в очередной раз подтверждает наметившийся в стране тренд на омоложение власти. Вместе с тем мы видим, что есть ряд чиновников-пенсионеров, которым президент продлевает полномочия - взять, к примеру, того же Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА.
Что касается нынешних перестановок, то Кайрат Мами формально занял более высокий пост. Но вместе с тем понятно, что де-факто должность главы Верховного суда куда более значима...
В то же время Мами не просто юрист - он еще и политик. В свое время он был председателем сената - формально вторым человеком после президента страны. Так что, я думаю, у главы государства есть на него определенные виды.
- Хотите сказать, что это назначение Мами - не последнее в его политической карьере?
- Да. У Мами много сторонников и много недругов. Он не раз уже попадал в опалу, но из всех сложных ситуаций выходил победителем, хотя многие ожидали его окончательного поражения. Вот почему я считаю, что списывать Мами пока рано.
- А что вы скажете насчет остальных перестановок?
- Жакип Асанов оказался на посту главы ВС, который по статусу равнозначен его прежней должности.
А вот фигура нового генпрокурора в этом контексте выглядит довольно интересно. Тем более мы помним, что недавно в Генпрокуратуре уже произошли большие изменения: ушел Иоган МЕРКЕЛЬ, ушел Андрей КРАВЧЕНКО - главные действующие лица команды Асхата ДАУЛБАЕВА. Вместо них появились новые - из КНБ, МВД и антикоррупционного ведомства. К примеру, тот же Андрей ЛУКИН, который был замом Кожамжарова, теперь снова им оказался, но уже в другом ведомстве.
Кожамжарова долгое время пытались опробовать на других позициях, но, видимо, на посту главы финансовой полиции его деятельность была более эффективной. С другой стороны, не прошли незамеченными конфликты с другими силовыми структурами - КНБ и МВД. И, возможно, Кожамжарова перевели в Генпрокуратуру, чтобы создать более оптимальный баланс между силовыми ведомствами. Его дальнейшее пребывание в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции было чревато новыми межведомственными трениями, а сидя в Генпрокуратуре, эти ситуации вполне можно смикшировать.
Что касается Алика Шпекбаева, то этот уважаемый генерал давно считался главным претендентом на пост министра внутренних дел. Однако после работы в администрации президента его перевели замом в финпол (впоследствии реорганизованный в Нацбюро). На последнем месте работы он быстро акклиматизировался (поскольку опыта ему не занимать) и стал активно перераспределять полномочия от прежней команды к своей. Как скажется его новое назначение на громких делах, по которым оценивается деятельность антикоррупционного ведомства, пока говорить сложно. Но понятно, что с его приходом в ближайшее время возникнут какие-то новые громкие дела, которые борцы с коррупцией до этого времени держали в загашнике.
- Ходят разговоры, что глава МВД сменится уже после Дня независимости. Шпекбаев не станет новым министром, учитывая, что он только что возглавил агентство. А кто тогда?

- Я вам напомню, что в сентябре прошлого года Владимир ЖУМАКАНОВ ушел с поста главы КНБ на должность советника президента, а менее чем через неделю после этого получил новое назначение - стал помощником президента - секретарем Совета безопасности Республики Казахстан. Так что, как видите, сроки значения не имеют. Об отставке Калмуханбета Касымова и назначении на пост главы МВД Алика Шпекбаева разговоры ходят давно - столько же, сколько и о назначении Умирзака ШУКЕЕВА (глава ФНБ “Самрук Казына”. - Р. Б.) акимом Алматы. Понятно, что к работе МВД есть немало претензий, но вместе с тем следует признать: видимо, деятельность Калмуханбета Касымова президента пока что устраивает, и другого человека в качестве министра глава государства не видит. Пока что у генерала Касымова сменился первый заместитель - им стал полковник Жанат Сулейменов (на снимке). Безусловно одно: все эти назначения - верхушка айсберга, есть огромный подводный пласт, о котором мы не знаем, но в силу которого президент решился на такие рокировки.
- Будут ли до конца года другие кадровые перестановки?
- В истории Казахстана уже были случаи, когда назначения происходили в последних числах декабря. Сейчас власть переходит в режим подготовки к празднованию Дня независимости. А что будет после, сказать трудно.
- Тогда скажите: под кем, на ваш взгляд, сильнее других качается кресло?
- Больше всего претензий сейчас к работе премьер-министра и председателя Национального банка. Весь вопрос в том, кем их заменить. Кандидаты, безусловно, есть, но будут ли они эффективно работать? Опять-таки, не стоит забывать о соблюдении баланса, что очень важно сейчас.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть