2772

Сами мы не местные...

Год начался с недобора налогов в территориальные бюджеты, хотя весь госбюджет выглядит гораздо напряженнее, чем прошлогодний 

В целом по РК доходы местных бюджетов за год уменьшились на 7% - такой почти панический заголовок появился на аналитическом портале FINPROM с расшифровкой: за январь в бюджеты собрано всего 264,1 млрд. тенге против 284,6 млрд. в прошлом году, и это даже не на семь, а на 7,2% меньше. 

И далее в том же набатном стиле сообщается, что антилидером в наполнении бюджетов оказалась как раз Астана - поступлений в столичный бюджет всего 17,8 млрд. тенге против 24,5 млрд. в январе 2017-го, и это целых 27,6% падения. А вдруг такое продолжится и в остальные 11 месяцев?
И только если вас сразу не сбили с ног эти ужасные новости, можно дальше прочитать, что не все так плохо. При суммарном общем падении целых шесть регионов даже в плюсе. В числе которых не только Мангистауская (+17,2%) и Кызыл­ординская (+12,5%) области, но и не имеющая ни нефти, ни мощной промышленности Алматинская (+16,1%) . Дочитавшие же до конца узнают, что в целом все даже и хорошо: и республиканский, и местный бюджеты уже два года подряд как раз растут. Тогда как в названном “кризисным” 2015 году наблюдалось снижение доходов в бюджетном секторе.
Ну что ж, такая информационная встряска по крайней мере дает нам основание самим разобраться, в чем дело. Так вот, если без паники, то все местные бюджеты, то есть четырнадцати областей, обеих столиц, всех городов, всех районов, а с недавних пор уже и сельских образований, составляют всего чуть больше четверти от бюджета республиканского. По доходам это 27% и 26% по расходам. То есть централизация у нас громадная, и даже относительно серьезные отклонения от запланированных областных-городских-районных доходов-расходов - это как небольшое волнение в надежно укрытой от шторма бухте. Что далеко не есть хорошо, поскольку правительство, взвалившее на себя и государственные, и местные проблемы, не справляется ни с тем, ни с другим. Тут все дело в отсутствии у нас местного - городского и поселкового - самоуправления, но это отдельная тема, не будем отвлекаться.
Так вот как раз в силу цент­рализации от местных бюджетов тоже много чего зависит, включая и исполнение общенациональных государственных обязательств. Вы, может быть, удивитесь, но всеобщее обязательное образование обеспечивается как раз на местах - 79% местного финансирования и только 21% республиканского. А вот по здравоохранению на местные власти ложится только 9% расходов, по социальной помощи и соц­обеспечению - 6%. А вот почему так не повезло школам и повезло больницам и пенсионерам, мы не знаем.
Еще примеры для лучшего нашего с вами кругозора и понимания: государственные услуги - 27% местного содержания, общественный порядок - 21%, сельское хозяйство и экология - 55%, ЖКХ - 68%, культура, спорт, туризм - 69%, и даже оборона на 4% местная.
И если уж пошла такая эскалация бюджетной грамотности, вот вам еще и расклад по доходной части: центральное правительство полностью забирает в республиканскую казну два фундаментальных источника: корпоративный подоходный налог, в основном собираемый с крупных компаний, и знаменитый НДС, собираемый тоже по большей части с крупных и немножко со средних предприятий. А акцизы (то есть сборы с популярного в народе горючего и спиртного) делятся так: треть - себе, две трети - в местные бюджеты. Налоги же с заработной платы - социальный и подоходный - идут полностью на места.
Теперь главное: насчет ежегодного бюджетного роста. Действительно, в непростом по ценам на нефть 2015 году бюджет споткнулся - только 99,4% по доходам от 2014 года. Но (слава девальвации!) государственный бюджет 2016 года был утвержден сразу с 27% прироста, и почти такой же большой скачок - на 24% - мы имели в 2017 году.
Но, внимание (постарайтесь не испугаться!), доходная часть государственного бюджета на 2018 год утверждена объемом на 11%… меньше прошлогодней. Причина на виду - это фактическое уполовинивание трансфертов из Нацио­нального фонда: если в 2017-м на подпитку доходной части было заведено 4,4 трлн. тенге, то в нынешний бюджет заложено только 2,6 триллиона. Отсюда и снижение доходной части с 11,4 трлн. тенге в прошлом году до 10,2 трлн. в
2018-м. И то сказать: история с замораживанием едва ли не половины запасов Нацфонда благополучного разрешения пока не имеет.
Но я еще вот что скажу: в подоплеке сокращения бюджета есть еще одно, даже более важное - это последевальвационное похмелье и экономики, и попавшего под падение покупательной способности населения.
Соответственно, и меры по ­изысканию выпадающих поступлений приняты почти чрезвычайные: через корпоративный подоходный налог планируется собрать на 12% больше, через акцизы - на 21%, а сборы НДС должны принести сразу 30% роста против прошлогодних.
И еще, заметьте, поступления от приватизации в этом году должны принести государственному бюджету 116% от прошлогодних, а республиканскому - так сразу 350%.
Пришлось урезать и расходную часть, хотя и по-разному. Социальная помощь и соцобеспечение в это сложное время, наоборот, увеличены на 21%, а оборона - тоже нужное дело - на 20%. Здравоохранение почти не обидели - 104%, от образования отщипнули немного - 97%, а вот от ЖКХ оставили только 80%, от сельского хозяйства и природоохраны - 87%, от промышленности и строительства - 76%.
В целом так: недовыполнение сборов в местные бюджеты на начало года есть некий проверочный звоночек и правительству, и акимам: как-то они и дальше будут справляться с высоким бюджетным напряжением?

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее