1860

Что нащупывает Набиуллина

Старая экономическая модель признана исчерпанной

Глава Центробанка России Эльвира НАБИУЛЛИНА на объединенном заседании трех экономических комитетов Госдумы сделала потрясающее заявление: экономика РФ начинает нащупывать новую модель развития. Что такого потрясающего в самой этой фразе - об этом ниже, зато вот вам потрясающая подводка к констатации нащупывания новой модели: “Прежняя модель экономики, основанная на экспорте сырья и стимулировании потреб­ления, в том числе через потребительское кредитование, исчерпана”. 

Действительно, потрясающе: исчерпание всей экономической модели! Это как если бы обычный человек вдруг признался себе и окружающим: все - жизнь прожита! Тут все дело в статусе произносящего - мы-то с вами в публикациях “Времени” уже не один десяток раз говорили ровно об этом же - об исчерпании экономической модели, приводили самую разную аргументацию и статистическую иллюстрацию. Но тут целый председатель Центробанка!
Правда, не нашего, а российского, но для нас такие суждения не менее важны и интересны, потому что экономическая модель у нас одна и та же, равно как наши Нацбанк и правительство копируют большого соседа. Делают они это скучновато, в Москве хотя бы интриг побольше, а любая значимая из них обязательно дойдет до нас, поэтому следить за этим стоит как за собственным.
Для начала можно удивиться: при чем тут ЦБ, ведь судить о таком полагалось бы министру экономического развития, а не главному банкиру. Тем более что Алексей УЛЮКАЕВ в прошлый понедельник, когда г-жа Набиуллина зафиксировала исчерпание экономической модели, был еще при должности - его арестовали в ночь на вторник. Впрочем, Эльвира Сахип­задовна до перехода в Центробанк как раз министром экономического развития и была. Тогда как Алексей Валентинович, кстати, служил в то же время первым зам­предом в Центро­банке. Короче, разница между этими персонажами только гендерная - объединяет же их то, что именно эти две фигуры все последние годы наиболее выпукло олицетворяют собой ту самую - исчерпанную - экономическую модель.
Вплоть до того, что в нынешних спорах российских экспертов, означает ли арест Алексея Улюкаева начало зачистки правительства от “системных либералов” или министр стал всего лишь жертвой подковерной схватки, все сходятся на том, что судить можно будет лишь по дальнейшей судьбе Эльвиры Набиуллиной.
Чем и ценны ее нынешние высказывания, независимо от того, знала ли она о готовящемся аресте или просто ощущала сгущающуюся вокруг гайдаровского еще кадрового и идеологического наследия атмосферу. В любом случае, дело свое она знает, и приведенная ею формула исчерпанной модели, несмотря на краткость, тоже исчерпывающая.
Да, и российская, и наша модели основаны на экспорте сырья, дававшего при высоких нефтяных ценах валютный избыток, транслируемый во внутреннюю экономику уже в виде дополнительных “местных долларов” - рублей в РФ и тенге в РК. Эта денежная подпитка, доставаясь сырьевым же экспортерам, шла на закрепление и расширение того же сырьевого экспорта, а уже кругами расходясь от них, порождала спрос на завоз в страну промышленных и потребительских товаров. При этом такой импорт активно кредитовался банками, на это они, собственно, и существовали.
Признание, что такая модель исчерпана, дорогого стоит. Но что взамен?
Взамен потрясающее утверждение, что экономика начала что-то там нащупывать. В устах обычного человека это оптимизм. В устах председателя Центробанка - инфантилизм или цинизм. Смысл один: главный монетарный орган себя в модели действительного развития не видит, нащупывайте без него. Более того, г-жа Набиуллина выдала и расшифровку, что предстоит нащупать: граждане вместо потребления будут сберегать деньги в рублях на депозитах, не опасаясь, что их усилия будут обесценены высокой инфляцией, долговым или финансовым кризисом.
Мечтать не вредно, но с чего бы граж­данам вдруг перестать жить и начать копить, да еще поверив, что рубль или тенге станут неуязвимыми? Вот, например, при всех “бла-бла” нашего Нацбанка насчет дедолларизации депозиты населения в тенге составляют сейчас 2406 млрд. против 4866 млрд. в валюте - веры, выходит, ровно на 33%.
А я вам скажу, в чем смысл новой надеж­ды г-жи Набиуллиной и ее единомышленников: уж коли защитить нынешнюю модель не получается, постараться продержаться еще сколько-нибудь за счет соотечественников: пусть люди поменьше покупают и побольше несут в банки. Для чего ЦБ и НБК будут поддерживать высокий депозитный процент, соответственно, и кредитный, убивая возможность производственного развития. Не мытьем, так катаньем.
Недаром при презентации “накопительной” модели было подчеркнуто, что эффект от этих мер растянут во времени и накапливается по годам. Но в том-то и дело, что растянуть продолжение отжившего еще на годы, похоже, не получается. Необходимость перехода к национальному инвестированию и кредитованию сама нащупает препятствующих этому и… отодвинет в сторону.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть