Что поезд грядущий нам готовит?
Какие приятные сюрпризы ожидают пассажиров казахстанских поездов с нового года? Об этом рассказал председатель комитета транспорта Асет АСАВБАЕВ на брифинге в медиа-центре Министерства по инвестициям и развитию.
Во-первых, к Дню независимости и Новому году в Казахстане дополнительно запустят три поезда по направлениям Астана - Павлодар, Астана - Алматы и Алматы - Шымкент, а также прицепят 250 вагонов к существующим поездам. Ведь только в предстоящие праздничные дни перевозчики планируют перевезти дополнительно 50 тысяч пассажиров!
Еще одна важная опция, которая готовится с 1 января 2019 года в Казахстане, - система оповещения пассажиров, поезда которых задерживаются более чем на три часа.
- В этой связи хотелось бы обратиться ко всем, чтобы при покупке билетов как на вокзалах, так и на сайте www.bilet.railways.kz указывали свои телефонные номера, и в случае опоздания поезда оперативное подразделение перевозчика уведомит об этом пассажира через SMS-сообщение по аналогии с авиационным транспортом. При этом данная услуга предоставляется бесплатно. Три часа - это наш первый этап, мы должны посмотреть, насколько эта услуга будет востребована пассажирами. В дальнейшем мы будем сокращать время, - отметил Асавбаев.
Также с нового года начнется реконструкция железнодорожных вокзалов в трех мегаполисах страны - Астана-1, Алматы-1, Алматы-2 и вокзал Шымкент. В этих гаванях для поездов планируется увеличить полезную площадь, переустроить здания и сооружения, создать условия для маломобильных групп населения и организовать переход на островные пассажирские платформы.
- В целом в ближайшей пятилетке в рамках плана капитальных вложений АО “НК “Ќазақстан темір жолы” планируется реконструкция и строительство 71 железнодорожного вокзала и ремонт пассажирских платформ на 263 вокзалах, - заверил Асет Асавбаев.
Кроме того, с нового года лица с высокой степенью инвалидности (І группа) смогут приобретать билеты с 50-процентной скидкой. Такая льгота на проезд будет действовать на всех стандартных пассажирских поездах.
Для остальных же казахстанцев, напомнил глава комитета транспорта, действует система динамического ценообразования. То есть при заблаговременной покупке билетов на социально значимые поезда пассажиры получат скидку до 25 процентов. К примеру, если билет в купейном вагоне поезда Астана - Сарыагаш стоит 7476 тг., то при ранней покупке его цена снизится на четверть - до 5607 тг.
При этом спикер подчеркнул, что эта система не действует на коммерческие поезда “Тулпар-Тальго”, так как они не финансируются из государственного бюджета, а запущены национальным перевозчиком по своему усмотрению как альтернатива существующим стандартным поездам.
Однако комитет транспорта МИР все же намерен разработать методику определения стоимости услуг по коммерческим сообщениям. В этом случае ж/д перевозчики не смогут резко повышать стоимость билетов. В Интернете, как известно, казахстанские пользователи частенько возмущаются высокой стоимостью билетов в том же “Тулпар-Тальго”, которая, по их словам, иногда поднимается в 2-3 раза.
- Речь не идет о том, что все билеты дорогие. Речь идет о том, что когда мест мало, стоимость резко возрастает. Но насколько обоснован этот резкий рост, мы сейчас разбираемся совместно с ҚТЖ. Мы законодательно вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность не имеем права. Это коммерческий маршрут. Если бы это был субсидированный маршрут, был бы другой разговор. Тем не менее подобный рост цен нас тоже не устраивает, в связи с чем мы планируем законодательно регламентировать методику определения стоимости на коммерческом маршруте, - пояснил Асет Асавбаев.
А еще на брифинге были подведены предварительные итоги уходящего года. Оказалось, что за январь-октябрь железнодорожным транспортом воспользовалось свыше 19 млн. человек. Из них в международном сообщении перевезено более одного миллиона, а в межобластном сообщении - 18 млн. 74 тысячи пассажиров.
С 2017 года перевозчиками закуплено свыше 220 новых вагонов, и сегодня в стране эксплуатируется 2600 вагонов со средним уровнем износа 45,9 процента. Для сравнения, в начале 2010 года износ составлял более 70 процентов.
В этом году комитет транспорта обследовал 101 состав на предмет соблюдения условий договоров субсидирования и выполнения требования национальных стандартов и выявил 800 нарушений. 80 процентов из них приходится на замечания по мягкому съемному инвентарю (матрас, подушка, одеяло), постельным принадлежностям (несоблюдение сроков эксплуатации и следы загрязнений) и по внутреннему оборудованию вагонов (нерабочие системы кондиционирования воздуха и пожарной сигнализации, неудовлетворительное санитарное состояние вагонов). За такую небрежность владельцы поездов оштрафованы на сумму свыше 55 млн. тенге.
Кроме того, органами транспортного контроля за 10 месяцев текущего года проверено 830 пассажирских поездов, где было выявлено 2366 нарушений требований законодательства и зафиксировано 1000 фактов провоза безбилетников. В частности, комиссионные обследования проведены по направлениям Астана - Сарыагаш и Астана - Аркалык, по которым поступали самые многочисленные жалобы. Для полной объективности и прозрачности обследования в состав комиссии были включены представители общественности, в том числе председатель первого антикоррупционного медиацентра Толеген БАЙГУЛОВ, который также выступил на брифинге. С его слов, по результатам выявленных антикоррупционными комиссарами безбилетных пассажиров АО “Пассажирские перевозки” проводится внутреннее расследование, а также расторгнут трудовой договор с одним из проводников и начальником поезда.
Также в комитете ведется целенаправленная работа по повышению уровня сервиса и качества предоставляемых услуг пассажирам. На всех социально значимых межобластных поездах поэтапно запускается мультимедийный развлекательный Wi-Fi- сервер с бесплатными фильмами и музыкой. В конце брифинга Асет Асавбаев сообщил о запуске единого круглосуточного call-центра по приему обращений пассажиров на базе номера 1433. По нему можно сообщать о нарушениях правил перевозок в поездах, о проезжающих зайцах и плохом состоянии постельных принадлежностей.
- Call-центр хорош тем, что пассажир может, не дожидаясь своего приезда до места назначения, сразу же сообщить нам, и в течение трех часов меры будут приняты со стороны перевозчика. Зачастую те нормы и требования, которые прописаны в правилах, игнорируются. Также мы заметили, что перевозчики не всегда отвечают на обращения и вопросы. Поэтому в call-центре мы поставили соответствующую систему, по которой будем постоянно контролировать исполнение обязательств перевозчиками. Результаты этой системы позволят нам жестче применять штрафы к тем перевозчикам, которые получают субсидии и при этом не обеспечивают должного качества, а также мы будем проводить соответствующий рейтинг в результате поступающих жалоб, - заявил Асавбаев.
Тогжан ГАНИ, фото предоставлено пресс-службой МИР РК, Астана